Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
14:19 

15.08!

kemenkiri
"Тюрьма и ссылка по вас плачет, журнал, разумеется". (Маяковский, "Баня") // Лучше молча proscrire
Ну-с, с Днем археолога всех причастных и заинтересованных!

В напоминание, что копать приходится ВСЯКОЕ - вот, попался свежий отчет на регистрацию: "Отчет об археологических раскопках на памятнике "Кладбище различных сект и холерное" в г.Самаре". Так и живем...

Зато иногда можно найти что-нибудь эпически прекрасное. Вот такого "мыслителя" бронзового века не так давно откопали в Израиле:


@темы: наука ОРЕХОлогия, "поиски и находки в советских архивах"(с)

04:37 

Пятиминутка толерантности

Wizzard Rick
Ось ти і нігра похилих років
07.08.2017 в 10:29
Пишет гн_Стефан_Скеллен:

Про Африку и негров
читать дальше
pikabu.ru/story/ob_afrike__slova_cheloveka_koto...

Я с выводом автора согласен. На чтото более гуманистичное и масштабное человечество вот прямщас не способно.

URL записи

@темы: Занимательное

18:27 

Аглая
Привидение кошки, живущее в библиотеке
(лазая в ЖЖ) по-моему, Инесса-Цыпа излагает дельную мысль. :shuffle:

Последнее десятилетие я не раз и не два задумывалась над тем, каковы недостатки электронных книг. Во-первых, это смена поддерживаемых форматов, что значит: через энное время все электронные книги попросту исчезнут — разве что немалое поголовье архивариусов будет их форматировать и форматировать, понемногу теряя всякие мелочи вроде выделений и разделений на главы, заголовков и подзаголовков, курсива и куррента, форзацев и нахзацев, виньеток и иллюстраций. Во-вторых, отвергнутые книги отныне будут удаляться незаинтересованным читателем, бесследно растворяясь в виртуальном нигде. От них не останется вообще ничего — ни макулатуры на чердаках, ни пыльных томов в библиотеках, ни "уцененки" на лотках, ни коробок со старыми книжками, снесенных на чердак. Поэтому не будет речи ни о каком восстановлении из небытия шедевра, не оцененного современниками или попросту утонувшего в Лете — ни новых Цицеронов, ни Мелвиллов, ни Рембрандтов. Удаление их с жестких дисков и из сетей станет окончательным приговором и креатору, и его креатуре.

11:37 

древнерусская археология

Даумантас
House Katsap - We do not jump.
«Культ Перуна у русских (как и других громовержцев у прочих народов) включал в себя обожествление неолитических каменных орудий, или особых ископаемых окаменелых животных (белемнит, или чёртов палец) которые находили иногда во время строительства, или обработки пашни. Считалось, что они появляются там, где в землю ударила молния. Им приписывались различные волшебные качества, в том числе способность исцелять от болезней.

А.С.Уваров находил подобные амулеты в славянских курганах (1871: 31, 93, табл. ХХХ, 20). В 1957 году М.В.Седова опубликовала амулет, найденный в новгородском срубе, из слоя 15 века – неолитический наконечник копья в медном орнаментированном футляре.


Амулет, найденный Седовой

Иван Забелин во второй части своей "Истории русской жизни с древнейших времен" (Москва, 1879) на страницах 510-511 приводит описание этих предметов:

"В старинных Травниках о Перуновом Камне находим следующую повесть. Перун-Камень. А тот камень падает и стреляет сверху от грома; Цветом он разной бывает, а больши красен истинами (?); А он бывает клином на три угла, а иной на осмь и всхожь на копье, с одново тупого конца дырочка манинка в него, а другой конец востер, что копье; а находят их везде и по полям; Он же и громовая стрела называем (...) Такова сила того камня Перуна: когда гром гремит и ты тот камень положь на стол липовой и естли гром велик и безпричины не пройдет и тот камень на столе станет трястись и подыматца, а когда гром утихнет и он перестанет трястись. А когда кто испужаетца грому и положь тот камень в воду и он в воде станет стоять и дрожать и тое воду от испужанья давать пить, а кто не испужен и если его (камень) в воду положишь и он просто ляжет.

Из того камня делать глаз в перстень и носить на руке от всякого видимаго и не видимаго злодея сохранен будешь и если тою рукою захощешь на кого злодея или в дерево ударить и ты выговори сию речь: "как гром бие и разбие и убивае, так и сия моя рука имеющая Перуновый камень разбивае и убивае", и ударь, то все в дребезги разлетитца и рассыплитца. А тою рукой и перстнем бить чародеев добро и возмет, и их ничто не закроет. Того же камня демони боятся, а носящий его не убоится напасти и беды и одолеет сопротивников своих. Аще кто и стрелу громовую с собой носит, тот может всех одолеть силою своею и против его никто не устоит, хотяб сильнее его был, нисколько. И добро сие содержат от обиды и нападения, а с нею в кулачки битца и боротца - одолеешь."

В записанном Н. С. Стромиловым рассказе крестьянина Петра Максимова о "громовых стрелках" сказано что выпаханные после грозы, стрелки передаются из рода в род, "старухи очень берегут их, скачивают с них воду, обрызгивают больной скот и людей и говорят, пособляет от всякой болезни". Свои "стрелки" Максимов отдал, а приобрести другие, такие же, у знахарок, оказалось очень трудно. Расставаться с целебным средством они не хотели. В настоящее время, в частности, на Мсте, подобными каменными стрелами иногда лечат поясничную боль».
#

@темы: археология, интересное, история

06:28 

My Precious
Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит. (с) Артур Шопенгауэр
А вот пропагандистский мульт уже более поздних, хрущёвских времён. Нарисовано красиво, а сделано - хуёво. Идеологический посыл ёк, зато нелогичность, затянутость, передергивания и смачная зависть к Западу во все поля:

youtu.be/BG9Xv895nbU

@темы: СССР

09:36 

lock Доступ к записи ограничен

Aerdin
"Всевышний хоть и изощрен, но не злонамерен". Старая иезуитская поговорка
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

22:09 

Russell D. Jones "Люди по эту сторону"

Galadriel2
Шпенглер & Инститорис
Симпатичные камерный роман про своих и чужих от сетевого автора, если бы не рекомендация, то и не узнала бы. "По эту сторону" - означает по эту сторону некой загадочной Стены, которая разделяет мир, которую не перелезть и не обойти. Из всех героев романа пытается, правда, только одна девочка-подросток, остальные же взрослые давно привыкли и перестали обращать внимание, тем более что места по эту сторону пока вполне достаточно на всех.
Мир очень интересный, на самом деле, мир победившего феминизма и антиурбанизма. Небольшие деревеньки, натуральное хозяйство, наука на стадии до промышленной революции, матриархат. Каким образом установился тот матриархат, не очень понятно, зато понятно, что описываемый мир существует в неизменном виде достаточно долго - то есть очевидного научно-технического прогресса в нем не происходит. При этом религии тоже нет даже как идеи. Люди просто рождаются, делают то, что до этого делали поколения их предков, и непонятно, как они не разучаются "читать, писать, молиться" с таким скучным заделом. Мужчины в этом мире, понятно, тоже есть, но как-то сильно в стороне, складывается впечатление, что их то ли количественно меньше, чем женщин, то ли они игрек-хромосома у них не так развита, как в нашем мире. Волевых, сильных, умных, агрессивных и тд мужчин, типичных представителей категории "альфа-самец" как в плохом, так и в хорошем смысле - в тексте ноль. Зато волевых женщин разных возрастов достаточно)) Это правда очень феминистский роман, причем это феминизм никак не обоснован логически и эволюционно, он просто существует как некая давность и, очевидно, призван олицетворять комфортное общество. Что в большой степени удается, признаюсь. Как говорится, если бы политиками были только женщины, войн бы не было, но было бы много стран, которые не разговаривают друг с другом. В этом милом мире тоже нет ни войн (даже в упоминаемой истории), ни подобных конфликтов, только слабые намеки на подковерные женские игрища.
Еще забавный момент - идея автора с татуировками. Суть в том, что по мере взросления человека любого пола ему наносят на открытые части тела татуировки, повествующие о знаковых фактах, как то: сексуальное здоровье, сексуальная ориентация (типа розовый треугольник, ага), количество детей, профессия и тд. Типа, очень удобно: встречаешь нового человека и сразу понятно, может ли он быть тебе потециальным партнером, можешь ты ты завести с ним здоровых детей, что он заканчивал и сколько ему еще платить ипотеку и прочее тому подобное. И так-то авторский мирок с небольшими деревнями очень камерный, а с таким тавром и так сжимается до невозможности: убежать от себя или предстать кем-то другим невозможно, невозможно ничего скрыть. Более того, люди, которые не живут в деревнях и не подчиняются социальным законам, автоматически становятся не то что изгоями и даже преступниками, и обращаются с ними соответственно.
Я подозреваю, что автор хотел создать максимально комфортный и разумный мир исходя из собственных представлений о комфорте. Но в итоге получилось чудовищно тоталитарное, жесткое и нетолератное создание. Либо ты принимаешь *все* правила этого мира - либо тебя затравят или придется уйти жить одному в лес. Никаких допустимых отклонений от социальных норм, никакого признания инаковости. Даже евреям в средневековых европейских городах разрешали в своем гетто жить по-своему, но только не в мире по эту сторону Стены. Стабильность такого негибкого мира обеспечивается разве что высокой конформностью женщин и отсутствием явных мужских качеств в видимых мужчинах. Перенеси такое социальное устройство на реальный мир с приличным населением - и очень скоро полыхнет так, что мало не покажется. Но это так, отвлеченные размышления, в романе ничего подобного нет, а в мире царят тишь и благодать.
Если бы в милый мир не прилетели непонятные пришельцы, было бы так же мило, но очень скучно. Только странные люди со звезд, пришедшие, видимо, из общества, близкого к нашему (с агрессией и гендерным неравенством) разбавляют эту деревенскую скуку. Нам показывают пришельцев с точки зрения "застенных" людей, и эта точка зрения своеобразна. Никто (!) их них не проявляет энтузиазма по поводу того, что они могут открыть для себя совершенно новую культуру, язык, сами освоить межзвездные путешествия, почерпуть что-то из технологических навыков пришельцев. Зато всех очень раздражает, что пришельцы не соблюдают принятые в их стране нормы этикета. При этом каждый отдельный герой вроде бы вполне разумный и милый, но если абстрагироваться, впечатление от этого общества странное. Получается, что там нет сильных лидеров и оно не хочет развиваться, потому что развитие означает в том числе получение и распространение новых знаний, а в застенном мире это можно делать только социально приемлемыми и испытанными веками способами.
В целом впечатление от романа двойственное. Если читать тот пласт, который явно пытался донести автор - то все очень мило. Комфортный маленький мир со своими устоями, понятный, простой, сумел изящно защититься от нашествия грубых чужаков. Но стоит начать задумываться о модели этого мирка, и он как-то перестает казаться таким уж комфортным, а чужаки - такими уж неприятными.

@темы: Russell D. Jones

19:14 

divanmaster
-Вы любите одиночество? -Нет, я скотина коллективная. (с)
11.07.2017 в 22:56
Пишет Taho:

Страны - шедевры
1280.jpg


Если спросить любого человека, какое самое известное произведение символизирует Ватикан, он ответит – Сотворение Адама Микеланджело. И будет прав. У каждой европейской страны есть произведение искусства, которое ее олицетворяет. А если их разместить на карте, то становится очевидна одна простая истина -  неразрывная связь культурных ценностей для всех стран. Общеевропейская культура, одним словом.
Именно это и показал нам пользователь под ником halfabluesky, на которой каждую страну представляет какое-то знаковое для нее произведение искусства, сообщает Reddit.<

Карта создана из 44 картин, главной картиной России стала "Золотая осень" Исаака Левитана. Белорусской картиной - "Скрипач" Марка Шагала.
а Украину представляет полотно "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" Ильи Репина. Франция представлена картиной "Впечатление. Восход солнца" Клода Моне. Главной картиной Италии оказалась знаменитая "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, Испании - "Герника" Пабло Пикассо, Норвегии - "Крик" Эдварда Мунка.

В конце поста полный список обозначенных на карте произведений искусства.

читать дальше

URL записи

@темы: мир безумный проносится мимо, искусство

23:56 

Еразм, но не Роттердамский

Даумантас
House Katsap - We do not jump.
Так, у нас ведь сегодня День Петра и Февронии? День семьи, любви и верности?) Это замечательно, но мне, пожалуй, хотелось бы вспомнить в этот день и еще одного человека, моего земляка, без которого, в общем-то, сего праздника попросту никогда и не было бы. А именно — автора «Повести о Петре и Февронии», псковского священника и одного из первых русских писателей, Ермолая-Еразма. Да, именно так, через «е», а не «э», как принято переводить имя его старшего современника, знаменитого нидерландского гуманиста.


+++

@темы: история, исторические персоны, заметки на полях, Дом Святой Троицы, Грозное время

12:16 

а стройбат у них - вообще звери, им даже автоматы не выдают (с)

Даумантас
House Katsap - We do not jump.
В продолжение темы пехоты Московского государства неплохой обзорный материал (ч. 1, ч. 2) от того же автора oleggg888 по вопросу об использовании русской армией полевых укреплений, начиная со Средних веков и заканчивая Смутой, когда, якобы, иностранные специалисты и обучили диких московитов сей военной премудрости.

"Острожки" Михаила Скопина и "фризские кобылы".

С именем Михаила Скопина Шуйского связывают «тактику острожков». При этом существует представление, что «острожки» научили делать шведы «по голландской модели». Основанием этого является записи в дневнике гетмана Жолкевского: «Под Москвою… Скопин очень теснил наших, построением укреплений отрезал им привоз съестных припасов, а в особенности тем, кои с Сапегою стояли под Троицею; они несколько раз покушались под Колязиным Монастырем и подле Александровской слободы, но, прикрываемый укреплением, Скопин отражал их, избегая сражения, и стеснял их новыми укреплениями. Укрепления сии были наподобие отдельных укреплений или замков, каковой хитрости Москвитян научил Шум (Христиерн Сомме)» (Рукопись Жолкевского//Львовская летопись. Русские летописи Т. 4. Рязань 1999, с. 577). В дневнике похода польского короля на Смоленск от 14 декабря 1609 г. запись: «Дано знать послам, что Скопин Шуйский с большими силами идет к Троице, что он уже вышел из Александровской слободы и находится в полуторы мили от Троицы, где все войско Димитрия находится при Сапеге в лагере. Этот Скопин, где только ему приходится сражаться, везде строит, как Нидерландцы, крепости.». Но сразу следует отметить, что это не два источника – это отображение представлений, сформировавшихся в королевском лагере под Смоленском. Примечательно, что в дневниках поляков – непосредственных участников противостояния с войсками Скопина ничего подобного не говорится. Как и не говорится в иных многочисленных источниках о Смуте.

Что говорят сами шведы? (Юхан Видекинд. История шведско-московитской войны XVII века. М. Российская Академия Наук. 2000)? «Христиерн Сомме обучает московитов. У него там ни дня не проходило даром: московитских воинов, имевших хорошее вооружение, но пока необученных и неопытных, он в лагерной обстановке заставлял делать упражнения по бельгийскому (нидерландскому) способу: учил в походе и в строю соблюдать ряды на установленных равных расстояниях, направлять, как должно, копья, действовать мечом, стрелять и беречься выстрелов; показывал, как надо подводить орудия и всходить на вал» (с. 80). О том, чтобы он учил строить укрепления не говорится. Далее сравниваются шведы Делагарди и русские Скопина: «В то время никого не было опытнее их двоих в военном деле: второй отличался осторожностью в своих планах, отлично умел укреплять лагерь и строить перед ним частоколы из острых кольев, которых для этого он возил с собой 2 тысячи; первый, человек дальновидный и неутомимый в деле, весьма требовательный в дисциплине, вел с собой хорошо обученных воинов, пользуясь, когда нужно, для помощи в битве и холодами своего севера» (с. 95). О стратегии острожков против Сапеги сказано: «Якоб и Скопин, считая нужным воспользоваться случаем и обеспечить дальнейшие успехи, устроили по всем скрещениям путей и дорогам, по которым доставляли провиант во вражеский лагерь, заграждения из кольев и рвов.» (с. 87).

Мархоцкий, описывая сражение под Калязином, говорит: «Подойдя к Калягину, мы увидели, что московское войско переправляется на другую сторону Волги. Москвитяне действовали хитро, заранее поставив на той стороне городок, к которому и переправлялись. Встав в городке, они далеко к нам не выходили, а разместили свое войско между городком и выставленным перед ним частоколом». В дневнике Будзилы при описании этого сражения укрепления русских названы «штакетами» (sztakiety) (Русская историческая библиотека. Т. 1. СПб. 1872. С. 159), что дает параллель с голландский stok или springstok – полупика для сбора рогаток. А при описании боя у Александровой слободы говорит «штакетники и кобылины», что конкретно означает рогатки. В Новом летописце русские укрепления в этом сражении названы надолбами.

Рогатки были известны ещё в римские времена. В конце 16 в. в Голландии появился усовершенствованный вариант рогаток (фризская кобыла или испанский всадник), собираемый из полупик. Впервые они были применены при осаде Гронингена в 1594 г. для защиты от испанской кавалерии. В 1600 г. вышел наказ о том, что каждый мушкетер должен был иметь springstok. Голландская армия использовала стратегию опоры на укрепленные лагеря, крепости и блокгаузы, избегая сражений. В 1602 г. шведская армия применила рогатки под Ревелем, остановив атаку гусар. До конца 17 в. из западноевропейских армий фактически только шведы использовали рогатки в полевом бою (в войнах с поляками), а до 2-й пол. 17 в. рогатки не перетаскивали по полю боя (видимо из-за недостаточной мобильности).

Напрашивается вывод о том, что от шведов рогатки из полупик были переняты в России ещё в начале 17 в. Однако полупики были переняты только в 1630-е гг. Случись это при Скопине, то у Видекинда это было бы отражено, или было бы отражено иными источниками (как есть данные по использованию длинных пехотных копий в 1611 г.).

Благодаря Лицевому своду, можно узнать, что в середине 16 в. понималось под «острогом».




Это изображение наиболее известно, благодаря статье Марголина «Вооружение стрелецкого войска». Это 1554 г., период черемиских войн. «арские люди» и стрельцы сделали остроги и отбились в них от вторгнувшихся в Арскую землю «луговых людей». Явно просматривается рогатка.

+++

@темы: история, вар-хистори, Смута, Грозное время

05:52 

lock Доступ к записи ограничен

Тиберия
И, как говорила великая инквизиция, мы продолжаем жечь!
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

14:43 

22 июня

Даумантас
House Katsap - We do not jump.
22.06.2017 в 12:03
Пишет skuratov-belsky:

На официальном сайте Минобороны начал работу специальный раздел, посвященный событиям 22 июня 1941 года – началу Великой Отечественной войны





На официальном сайте Минобороны России запущен раздел, содержащий уникальные архивные документы — бесспорные свидетельства советских военачальников, очевидцев событий 22 июня 1941 года и первых дней Великой Отечественной войны из рассекреченных фондов Центрального архива Минобороны России.



Уникальные, ранее никогда не публиковавшиеся, архивные документы содержат ответы командующих округами, армиями, командиров корпусов и дивизий, осуществлявшим управление в первые дни войны на пять ключевых вопросов, подготовленных Военно-историческим управлением Генерального штаба Советской Армии.

Уникальной особенностью представленных документов являются строгие и по-военному четкие формулировки советских военачальников при оценке состояния вверенных им войск накануне войны.

В ответах советских командиров содержится исчерпывающая информация о ходе развертывания войск Прибалтийского, Киевского и Белорусского особых военных округов по «Плану обороны государственной границы 1941 года» и степени готовности оборонительного рубежа по линии государственной границы к началу войны.

Многие военачальники также поделились уникальными воспоминаниями об обстановке, в которой части и соединения впервые вступили в бой с немецко-фашистскими войсками.

Всего цикл содержит более 100 страниц рассекреченных воспоминаний советских военачальников, среди которых Маршал Советского Союза Иван Баграмян, который в июне 1941 года встретил войну в должности начальника оперативного отдела штаба Киевского особого военного округа (Юго-Западного фронта)

Особый интерес вызывают воспоминания заместителя начальника разведывательного отдела штаба Прибалтийского особого военного округа (Северо-Западного фронта) Кузьмы Деревянко, в которых дана всесторонняя оценка качества обеспечения разведданными командования округа и фронта накануне войны.

URL записи

@темы: WWII, история, ссылки

10:36 

Немного о Наполеоне, Суворове и СМИ.

divanmaster
-Вы любите одиночество? -Нет, я скотина коллективная. (с)
10:48 

Немного о Лермонтове.

divanmaster
-Вы любите одиночество? -Нет, я скотина коллективная. (с)
Тут недавно цитировали "Немытая Россия". Я не литературовед, поэтому про "фейк не фейк" рассуждать не буду. Оставлю профессионалам. Но мне ещё моя учительница по литературе говорила, что к авторству Лермонтова по определённым стихам нужно относится с долей скептиса.


Лермонтов в советском школьном каноне — Алина Бодрова от 20 сент. 2016 г.



И недавнее видео от историка Егора Яковлева (15 июн. 2017 г.)

@темы: политота, стихи, литература, видео, СССР, Россия, РИ, Лермонтов

17:14 

Ого! Оказывается, рок-н-ролл - это происки клятых коммуняк!)))

My Precious
Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит. (с) Артур Шопенгауэр
14.06.2017 в 13:36
Пишет Десса:

Читаю очень хорошую книжку про Дина Рида - "Трагедия красного ковбоя". Автор - Федор Раззаков - чертовски плодовитый, и тем удивительно, что идейно дядька очень правильный.

Интересный момент попался. Все знают, да, что в СССР были гонения на рок-н-рол?
А вот про США:

Стоит отметить, что песни в стиле кантри в те годы переживали очередной бум, вызванный появлением рок-н-ролла. Американская пропаганда приняла рок в штыки, отнеся его… к проискам коммунистов (дескать, это они придумали этот стиль, чтобы сбить с правильного пути американскую молодежь). Поэтому народные песни в стиле кантри всячески поощрялись, и певцы, которые их исполняли, были особенно привечаемы пропагандой.
.....
Тем временем закончились 50-е. В американской музыкальной индустрии это время было отмечено громким скандалом. По требованию администрации США, которая видела в рок-н-ролле рассадник порока, законодательная власть в конце 1959 года затеяла целый ряд судебных процессов против нескольких десятков радиостанций на предмет коррупции среди диск-жокеев. Последние обвинялись в том, что брали взятки от рок– и поп-менеджеров, после чего продвигали их исполнителей на первые места в хит-парадах и без конца крутили их песни. Эта «публичная порка» была настолько масштабной, что в Сенате США была даже создана специальная подкомиссия по этому делу. Под каток репрессий угодили многие знаменитые менеджеры, в том числе и «Король биг-бита» Алан Фрид, которого суд упек за решетку на несколько лет (неволя подорвет здоровье Фрида, и, освободившись из тюрьмы, он вскоре умрет в возрасте 42 лет).
Нашего героя эта кампания нисколько не коснулась, поскольку его хиты продвигать в массы с помощью взяток никто не собирался.


Подтверждения попадаются:

Узнав, что на этих рок-н-ролльных концертах собираются вместе белые и чёрные, вдобавок не просто слушают музыку, а ещё выражают агрессию и громят сцену, американская общественность объявила войну рок-н-роллу.
По радио и телевидению - повсеместно выступали известные личности, которые заявляли о том, что рок-н-ролл разрушит Америку и призывали бойкотировать этот стиль. В школах запрещали носить джинсы, как атрибут тинейджерства, сенаторы говорили об этой музыке не иначе, как о «чёрной заразе», некоторые позволяли себе называть эту заразу коммунистической.


URL записи

Безумно веселит подобное. Казалось бы, простейший приём - свалить на "врага" всё, что не нравится власти, но сколько же народа на него стабильно ведётся! Вот уж воистину - дураков не сеют, не жнут... МММ будет жить вечно.

@темы: Политика, Шопопало

11:17 

Тоталитаризм без причин и следствий. Продолжение статьи В. Л. Толстых "Миф о войне...

Начало в предыдущем посте.

5. Вторая мировая война дискредитировала миф Просвещения, наглядно показав, что результатом социального давления могут быть газовые камеры и ковровые бомбардировки. Просвещение, однако, сумело оправдаться посредством создания мифа о войне, редуцировавшего этот и целый ряд других аспектов и возложившего всю полноту ответственности на Гитлера и его окружение. Немецкий народ перестал рассматриваться как коллективный преступник и стал жертвой, — его вовлеченность в войну была интерпретирована как результат чудовищного обмана. Возложение ответственности на нацистскую верхушку имело своим следствием общую стигматизацию политической сферы, центром которой является государство. Любое усиление государства, выраженное в попытке консолидации общества или использовании чрезвычайных полномочий, отныне рассматривается как тоталитарная тенденция, которой следует противодействовать, используя все возможные инструменты.
С разоблачением чудовищного обмана нацизма и искоренением индивидуального зла массы оказываются просвещенными, очищенными от подозрений и защищенными от повторения своей ошибки.[1] Социальное давление, таким образом, снова реабилитировано, равно как и политические и правовые формы, создающие процедурные рамки для его осуществления. Более того, просвещенность масс легитимирует их еще большую роль в политике (сравнительно с той ролью, которую они играли до войны). Ю. Хабермас формулирует данный тезис следующим образом: «…Преодоление фашизма образует особую историческую перспективу, из которой следует понимать постнациональную идентичность, сформированную на универсалистских принципах правового государства и демократии».[2] Сомнения здесь вызывает очевидная несоразмерность между онтологическим характером ужаса Холокоста и политическим характером извлекаемых из него уроков, — получается, что главный из них состоит в необходимости соблюдения законов и участии в выборах.
Обратной стороной стигматизации политической сферы является идеализация неполитической сферы, т.е. сферы экономических отношений, и создание благоприятных условий для экспансии рыночных механизмов социального регулирования. Значение рынка, таким образом, выходит за пределы товарно-денежного обмена, — рынок становится основанием общего и индивидуального процветания и счастья. На доктринальном уровне эта идея, впервые высказанная еще Р. Кобденом в середине XIX в.[3], раскрывается в работах Л.Ф. Мизеса и Ф.А. фон Хайека. Нетрудно заметить, что в своих главных следствиях миф о войне резонирует с политической и экономической программой либерализма, создавая условия для ее тотального господства.
6. Для того, чтобы отсечь политическое от неполитического, стигматизировать первое и оправдать второе, Просвещение было вынуждено вывести политическое за пределы рационального и тем самым отчасти опровергнуть само себя. Тоталитаризм представлен мифом о войне как зло, вошедшее в этот мир откуда-то извне и являющееся источником себя самого. Он не является немецким, западным, капиталистическим, технологическим или любым иным описываемым синтетическим способом феноменом, — он является тоталитарным. Эту особенность наглядно иллюстрирует образ Гитлера, целостный и наполненный только в контексте Холокоста и утрачивающий эти качества в любых иных контекстах.
Иррациональностью тоталитаризма объясняется аналитический характер большей части его исследований: Ф.А. фон Хайека (тоталитаризм как государственный контроль над экономикой и плановая организация общества)[4]; К. Поппера (фашизм как деятельность племенного или «закрытого» общества)[5]; Э. Джентиле (фашизм как сакрализация политики)[6]; Р. Гриффина (фашизм как палингенетический ультранационализм)[7]; К. Фридриха и З. Бжезинского (шесть признаков: одна идеология, однопартийность, использование террора и др.)[8], У. Эко (четырнадцать признаков: традиционализм, неприятие модернизма, культ действия и др.)[9] и пр.; как справедливо отмечает Дж. Агамбен, «разыскания Арендт практически не получили какого-либо продолжения»[10]. Будучи аналитическими, данные исследования не дают нового знания (И. Кант) и не позволяют приблизиться к пониманию современных проблем.
Другой стороной иррациональности тоталитаризма является его случайный характер: тоталитаризм не является ни причиной, ни следствием, он не вытекает ни из одного из предшествующих событий и не трансформируется ни в одно из событий последующих. Данное заключение не только снимает подозрение с западных институтов, но и восстанавливает весь ход западной истории (этот момент хорошо почувствовал С. Жижек в своей критике Ю. Хабермаса: «фашистские режимы для него являются случайным отступлением (задержкой, регрессом), которое не затрагивает основную логику модернизации» [11]). В каком-то смысле оно выражает неизбежное стремление к самосохранению: полноценная жизнь общества, допускающего, что именно оно несет ответственность за Холокост, является невозможной.
Иррациональность тоталитаризма во многом объясняет то безразличие, с которым современные защитники мира относятся к последствиям своей борьбы с ним: если тоталитаризм является внешним по отношению к любой среде, значит, его искоренение не должно иметь негативных последствий для экономики и социальной сферы; если же таковые все же имеют место, их надлежит рассматривать в качестве остаточных явлений. Здесь же есть и объяснение момента реакции: если тоталитаризм приходит из ниоткуда, — значит, его приближение нельзя заметить и ему нельзя противодействовать на ранних этапах его созревания. Если война является злым волшебством, то она может быть преодолена только добрым волшебством, которое невозможно организовать.
7. Резюмируя, можно сказать, что существующий миф о войне является либеральной (разделяющей политику и экономику); редуцированной (учитывающей только некоторые аспекты); аналитической (стремящейся к определению события как такового); иррациональной (апеллирующей к случайному) идеей. Альтернативу ей составляют марксистская[12] и консервативная идеи войны.
В отличие от либерализма марксизм не редуцирует экономические, технологические и культурологические аспекты войны и видит в них главную причину катастрофы. Экономические предпосылки раскрываются традиционным марксизмом следующим образом: неизбежная для капитализма неравномерность экономического развития приводит к тому, что новое соотношение сил не соответствует распределению сфер влияния; война является способом перераспределения данных сфер; ее дополнительной причиной является стремление капитализма устранить противоположную ему социально-экономическую систему социализма[13]; фашизм определяется как «особая форма классового господства буржуазии»[14].
Технологические аспекты раскрываются в исследованиях Франкфуртской школы. По мнению В. Беньямина, если естественное использование производительных сил сдерживается имущественными отношениями, то нарастание технических возможностей вынуждает к их неестественному использованию; они находят его в войне, которая своими разрушениями доказывает, что общество еще не созрело для того, чтобы превратить технику в свой инструмент; империалистическая война — это мятеж техники, предъявляющей требования, для реализации которых общество не дает естественного материала.[15] Г. Маркузе делает акцент на роли техники как инструмента социального контроля.[16] Э. Мандель ограничивается более простым тезисом о том, что Холокост был помимо прочего продуктом все более выходящей из-под контроля со стороны человеческого разума капиталистической промышленности, движимой все более ожесточенной конкуренцией.[17]
8. Консерватизм в значительной степени игнорирует экономические и технологические аспекты, — внимание к ним интерпретируется им как свидетельствующее о глубинной общности либерализма и марксизма (со своей стороны, последние упрекают консерватизм в предрасположенности к национализму). Консерватизм обращен к политическому, которое, по его мнению, должно выстраиваться на основе учета существующих традиций. Консерватизм придает большое значение национальной и иной коллективной идентичности, обеспечивающей самоидентификацию индивидов, и предлагает иное понимание нации, — не как математического множества, а как тела, внутри которого есть неоднородность и иерархия. Отсюда следует признание необходимости государственного регулирования, осуждение вмешательства во внутренние дела, уважение к религии.
Консервативная идея войны в общих чертах выглядит следующим образом: война является результатом сбоя в политическом (в этой части есть совпадение с либерализмом); данный сбой проявляется в разрушении внутренний иерархии общества и формировании массовых движений изолированных индивидов; причинами сбоя являются подрыв традиционных ценностей, вызванный распространением эгалитарных либеральных и марксистских идей, и/или унижение нации.
Консерватизм не обладает внутренним единством, каждый автор пытается построить собственную систему, часто отличающуюся национальной спецификой. Исследований, отражающих консервативное представление о фашизме, тоталитаризме и войне, — немного; среди имеющихся следует упомянуть работы представителей немецкого и итальянского консерватизма: К. Шмитта (концепция номоса, понятие дискриминационной войны)[18], Х. Арендт (тоталитаризм как массовое движение изолированных обывателей)[19], Г. Рормозера (фашизм как реакция на кризис либерализма, не обеспечивающего признания)[20], Ф. Нитти (война как реакция на национальное унижение Германии)[21], Ю. Эволы (фашизм как реакция на кризис идеи государства, разграничение итальянского фашизма и немецкого национал-социализма)[22].
[1] Э. Юнгер иронизирует в связи с этим: «Но если конфликт все же возник, например, разразилась война или было совершено преступление, то он трактуется как заблуждение, повторения которого можно избежать с помощью воспитания или просвещения. Заблуждения якобы появляются только потому, что людьми еще не вполне осознаны факторы, влияющие на грандиозную калькуляцию, в результате которой должно получиться полностью гомогенное население земного шара — принципиально доброе и разумное, а потому всецело защищенное человечество» (Об опасности (1931) // Националистическая революция. Политические статьи 1923-1933. Пер. с нем. А. Михайловского. М.: Скименъ, 2008. С. 254).
[2] Хабермас Ю. Политические работы. Пер. с нем. Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2005. С. 141.
[3] «…В принципе свободы торговли я вижу силу, которая в нравственном мире будет действовать так же, как закон всемирного тяготения во Вселенной, — сближая людей, устраняя вражду, вызываемую различием рас, религий и языков, соединяя нас узами вечного мира» (Цит. по: Линдси Б. Глобализация: повторение пройденного. Неопределенное будущее глобального капитализма. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 108).
[4] Хайек Ф.А. фон. Дорога к рабству. Пер. с англ. М. Гнедовского. М.: Новое издательство, 2005.
[5] Поппер К. Открытое общество и его враги (в 2-х томах). М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
[6] Джентили Э. Фашизм, тоталитаризм и политическая религия: определения и критические размышления над критицизмом интерпретации. gefter.ru/archive/10519.
[7] Griffin R. The Nature of Fascism. Psychology Press, 1991. В другой работе Р. Гриффин рассматривает фашизм как политический вариант модернизма (Griffin R. Modernism and Fascism: The Sense of a Beginning under Mussolini and Hitler. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2007).
[8] Friedrich C.J. and Brzezienski Z.K. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. Second Edition. New York : Praeger, 1965.
[9] Эко У. Вечный фашизм // Пять эссе на темы этики. Пер. с итал. Е. Костюкович. СПб.: Симпозиум, 2005.
[10] Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Европа, 2011. С. 10.
[11] Жижек С. 13 опытов о Ленине. Пер. с англ. А. Смирнова. М.: Ад Маргинем, 2003. С. 182.
[12] «Величайшее интеллектуальное притяжение марксизма состоит в его (на сегодняшний день уникальной) способности достигать рационального, всеобъемлющего и гармоничного соединения всех наук об обществе» (Мандель Э. Почему я марксист. Пер. К. Медведева. www.redflora.org/2012/02/blog-post_17.html).
[13] Подробнее см.: История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Том 1. Подготовка и развязывание войны империалистическими державами. M.: Воениздат, 1960. С. XVI-XVII. Примерно на такой же позиции стоял Л.Д. Троцкий (Бонапартизм, фашизм и война. revkom.com). В исследованиях В.Ю. Катасонова делается акцент на подрывной роли международного финансового капитала (Англо-американские хозяева денег как организаторы Второй мировой войны. www.russiapost.su/archives/47929; Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации» М.: Институт русской цивилизации, 2013).
[14] XIII пленум ИККИ. Стенографический отчет. М., 1934. С. 589.
[15]Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. forlit.philol.msu.ru/Pages/Biblioteka_Benjamin.....
[16] «…Неразрешенный конфликт между производственным потенциалом общества и его деструктивным и репрессивным использованием неизбежно ведет к усилению власти аппарата над населением… Таким образом, система тяготеет одновременно к тотальному администрированию и к тотальной зависимости от администрирования» (Маркузе Г. Одномерный человек. Пер. с англ. А.А. Юдина. М.: АСТ, 2009. С. 60).
[17] Мандель Э. О материальных, социальных и идеологических предпосылках нацистского геноцида. Пер. К. Медведева. www.redflora.org/2012/05/blog-post_9976.html
[18] Шмитт К. Номос Земли в праве народов jus publicum europaeum. Пер. с нем. К. Лощевского и Ю. Коринца под ред. Д. Кузницына. СПб., Владимир Даль, 2008.
[19] Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: Центрком, 1996. Сама Х. Арендт не считала себя консерватором.
[20] Рормозер Г. Кризис либерализма. Пер. с нем. А.А. Френкина. М.: Институт философии Российской академии наук, 1996.
[21] Нитти Ф. Европа без мира. Пер. с ит. М. Павловича. Петроград – Москва: Издательство «Петроград», 1923.
[22] Эвола Ю. Фашизм: критика справа. Пер. с итал. В. В. Ванюшкиной. М.: Реванш, 2005.

oduvan.org/chtivo/stati/totalitarizm-bez-prichi...

@темы: тоталитаризм, Толстых, Вторая мировая война, миф

23:06 

пятиминутка правильной пропаганды

Даумантас
House Katsap - We do not jump.
19:13 

Найди родную сторонку на карте империи.

divanmaster
-Вы любите одиночество? -Нет, я скотина коллективная. (с)
Представляем набор из 82 открыток - по одной на каждую губернию Российской империи образца 1856 года.

На каждой открытке представлен обзор культуры, истории, экономики и географии провинции. На лицевой стороне открытки описаны главные отличительные особенности провинции: реки, горы, крупные города и ключевые отрасли промышленности.

На оборотной стороне каждой открытки изображена карта и печать провинции, приводится информация о населении, а также изображена традиционная одежда местных жителей.

Полный набор карточек в прилагаемом документе.


Ссылка на источник и документ для скачивания из проекта "Цифровая история".

Вроде, в документе не всё есть, но я пока невнимательно изучила. Но свою губернию нашла)


@темы: картинки, история, Россия, РИ

06:19 

Доступ к записи ограничен

divanmaster
-Вы любите одиночество? -Нет, я скотина коллективная. (с)
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

13:14 

Респектуем, в натуре!

divanmaster
-Вы любите одиночество? -Нет, я скотина коллективная. (с)

Звездный перекресток

главная