Еще один очень интересный правитель - Иван Третий (Софье он приходился внуком) Великий, коего часто путают уже с его внуком - Иваном Четвертым Грозным - потому как оба Васильевичи, оба личности незаурядные, оба брали Казань, "разбирались" с Новгородом и литовцами. Часто Ивана Великого называют первым русским царем.
До нашего времени дошло описание внешности Ивана III, сделанное венецианцем А. Контарини, в 1476 году посетившего Москву и удостоенного встречи с великим князем. По его словам, Иван был «высок, но худощав; вообще он очень красивый человек».
Одно прозвище, данное современниками, — «Великий» — в настоящее время используется наиболее часто. Помимо этих двух прозвищ, до нас дошли ещё два прозвища великого князя: «Грозный» и «Правосуд».
Главным итогом правления Ивана III стало объединение вокруг Москвы бо́льшей части (велико) русских земель.
В состав России вошли: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского государства Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества. Остались независимы лишь Псковское и Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны.
После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского); умирая, Иван III передал своему преемнику в несколько раз бо́льшие земли, чем принял сам.
Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.
Годы правления Ивана III также ознаменовались успехами во внутренней политике. В ходе проведённых реформ был принят свод законов страны — «Судебник» 1497 года. В это же время закладываются основы приказной системы управления, а также появляется поместная система.
Эпоха правления Ивана III стала временем культурного подъёма.
Возведение новых зданий ( Московского Кремля, Успенского собора (место венчания на царство русских царей и императоров), Благовещенского собора, Грановитой палаты, Архангельского собора (усыпальницы русских князей и царей) , и др.), расцвет летописания, появление новых идей ("Москва-Третий Рим", о необходимости венчания великих князей московских на царство и освобождения православных русских земель от власти католиков) — всё это свидетельствует о значительных успехах в области культуры.
Именно при нем гербом ВКМ (а потом России) становится двуглавый орел.
В целом можно сказать, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, а распространённое в науке и публицистике прозвище великого князя — «Великий» — как нельзя лучше характеризует масштаб деяний этого незаурядного политического деятеля эпохи складывания единого Российского государства.
По сути - он и есть создатель суверенного и сильного государства Российского, сохраняющего свою независимость уже 550 с лишним лет. При нем Россия осознает свою уникальность и исторический путь и из конгломерата княжеств становится новым центром силы в Восточной Европе, от которого периодически могут отпадать или присоединяться территории, но который все равно остается самим собой.
Отрывок про Ивана Великого и создание Успенского собора из научно-популярного фильма "Строительство империи: Россия / Engineering An Empire: Russia (History Channel)" (Великобритания, 2006 год)
«Ну, я бы сказал, что Иван Третий не столько забытый, сколько полузабытый государь. Конечно, о нем помнят и даже историки-то сами ценят его, пожалуй, очень высоко. Но я бы так сказал – он является государем не столько немым (имеется в виду, не оставившем после себя записей, личной переписки), сколько государем, который свои основные суждения, свои основные открытия совершил таким образом, что они приложились к цивилизации и настолько вошли в ее плоть и кровь, что, в принципе, уже невозможно отличить – где личный вклад, а где объективная предметность России.
Он назвал себя «самодержцем». Впервые. Тогда это звучало отчасти как заимствование из Византии (греч. «автократор»), и в то же время – это уже было русское слово, и оно, естественно, имело свою русскую ауру.
Другим таким примером можно назвать часть титула – «всея Руси». Вот это «всея Руси» - это очень серьезный вклад в понимание, во-первых, исторического момента, во-вторых, понимания власти. Потому что через этот титул он соприкасался не только со своей эпохой, а с «большой историей», с историей, как целым. Через «всея Руси» он протягивал звенья, связывающие с предками – с Рюриком и старыми великими государями – но одновременно и в будущее, потому что «всея Руси» - это уже означает некое трансисторическое целое».