Взволнованная девушка с секирой и призывающий её к порядку старец - достаточно известный в польской живописи сюжет.
Главные герои этого сюжета – польская королева, дочь венгерского короля Людвика Великого Ядвига (Jadwiga, 3 октября 1373 — 17 июля 1399) и ее опекун, маршалок великий коронный (так называлась должность при польском дворе) Димитр из Горая (Dymitr z Goraja, 1340—1400).Jan Matejko Dymitr z Goraja wstrzymujący Jadwigę od wyłamania drzwi na zamku królewskim w Krakowie. 1881 г.
(Димитр из Горая отговаривает Ядвигу от от взлома двери в королевский замок в Кракове).
Действие на картине происходит в 1385 году в Вавельском замке. Королева Ядвига хочет пройти к своему жениху, и этот момент - поворотный в истории всех династий Восточной Европы: Анжуйцев, Габсбургов, Гедиминовичей, Рюриковичей. А также истории и судеб стран, как тогдашних, так и возникших в ходе именно такого поворота истории - Австрии, Венгрии, Польши, России, Литвы, Пруссии, Украины и Беларуси. читать дальше
Кроме известной картины Яна Матейко к этому историческому сюжету обращался еще один польский живописец - Войцех Герсон.
А предыстория этого события такова:
Отец Ядвиги, король Польши с 17 ноября 1370 года и король Венгрии с 16 июля 1342 года, Лайош I Великий, согласно европейской традиции Людвик I Великий (венг. Lajos I, польск. Ludwik Węgierski, 5 марта 1326 — 11 сентября 1382) из Анжуйской династии строил обширные династические планы.
Идея о создании Дунайской монархии с центрами в Буде и Вене уже витала в воздухе; несколько ранее Лайош заключил с Габсбургами договор о взаимном наследовании, который, правда, позже был расторгнут, а столетием позже Матьяш Корвин завоевал большую часть владений Габсбургов, но эти приобретения были потеряны, так что Дунайская держава сформировалась только к концу 17-го века.
Сам Лайош Великий получил венгерский престол от отца, а польский - от матери, бывшей дочерью Владислава Локотка.
Имея трёх дочерей – Екатерину, Марию и Ядвигу, он желал путём браков приобрести для каждой из них корону могущественного государства. С этой целью старшей дочери – Екатерине, Лайош хотел передать польский престол и выдать её за Сигизмунда Люксембургского. Тогда Польша и Бранденбургское маркграфство составили бы одно государство.
А младшую свою дочь Ядвигу, когда ей было только шесть лет, он обручил с австрийским эрцгерцогом Вильгельмом, надеясь соединить, таким образом, австрийские владения с Венгрией. Смерть старшей дочери, Екатерины, заставила Людовика изменить свои планы.
Договором в Кошицах (1373) польские вельможи обязались признать Екатерину своей королевой, но после её смерти согласились, на съезде в Альтсоле (23 июля 1382 года), передать польскую корону её сестре Марии и будущему супругу последней Сигизмунду Люксембургскому, бранденбургскому маркграфу. Однако и этот план не осуществился.
После кончины Людовика в 1382 году польские вельможи и шляхта, на съездах в Радоме и Вислице, постановили признать наследницей польского престола ту венгерскую принцессу, которая будет жить постоянно в Польше, и составили для защиты этого постановления конфедерацию. Это постановление направлено было против Марии, так как она была провозглашена венгерской королевой.
В Польше началась борьба политических партий, доходившая до открытого междоусобия. Партия сторонников Ядвиги взяла верх, она прибыла в Краков, где 15 ноября 1384 года была совершена её коронация. Законы Польши запрещали возводить на престол женщину, поэтому официально Ядвига титуловалась королём.
Józef Simmler Przysięga królowej Jadwigi (Присяга королевы Ядвиги). 1867 г.
Поскольку Ядвига стала польской королевой, ее брак с Габсбургами терял смысл, к тому же, была найдена другая, очень перспективная, кандидатура князя-язычника Ягайла. Польше представилась возможность заключить весьма выгодный союз с Литвой. Помолвку Ядвиги с Вильгельмом решили разорвать.
Только возникла одна сложность: обручённые успели познакомиться и даже полюбить друг друга с вполне подростковой пылкостью: Вильгельму тогда было 15, Ядвиге 12 лет. Вильгельм приехал в Краков, чтобы настаивать на своих правах, Ядвигу к нему не пускали, тогда "король" решила с помощью секиры пробиться к суженому и, так сказать, осуществить брак. Ведь тогда её уже не смогли бы отдать другому.
Wojciech Gerson Królowa Jadwiga i Dymitr z Goraja.
Но путь Ядвиге преградил ее опекун Димитр из Горая (по другой версии это был краковский епископ Петр Выш), убедивший девочку остановиться и смириться с судьбой. Интересы королевства, мол, и всего христианства требуют совсем другого. Сделавшись женой литовского князя, она сможет обратить целый языческий народ в христианство. Таким образом, Ядвига пожертвовала своими личными чувствами ради религиозно-политической цели.
Оскар Томаш Сосновский. Ядвига и Ягелло.
Вильгельм уехал из Кракова и прожил ещё 20 вполне бестолковых лет, наполненных мелкими распрями с австрийской роднёй. Разрыв с Ядвигой оказался для него и разрывом с большой историей.
А Ядвига, хоть и опасавшаяся князя-язычника, всё же 2 (18) февраля 1385 года вышла замуж за Владислава II Ягайло, который 4 марта 1386 года был коронован королем Польши, и стала формальной крестительницей Литвы.
Всё у неё было хорошо, только вот умерла при первых же родах. Родив в 1399 году дочь, которая через месяц умерла, Ядвига вслед за тем и сама сошла в могилу.
Ядвига была известна своей добротой, учёностью и благочестием. Она охотно помогала бедным и незадолго до смерти продала все свои драгоценности, чтобы преобразовать и расширить Краковский университет.
Jan Matejko Założenie Szkoły Głównej przeniesieniem do Krakowa ugruntowane. 1889 г.
(Основание Главной Школы (университета) в Кракове).
Легенда гласит, что именно поэтому она была похоронена с простым деревянным шаром и деревянным жезлом вместо скипетра и державы. Эти деревянные «атрибуты» власти были найдены в её гробнице при эксгумации и ныне демонстрируются рядом с ее могилой в Вавельском соборе. В 1997 году Папа Иоанн Павел II провозгласил Ядвигу святой.
Скажете, что безнравственно выдавать маленькую девочку за нелюбимого человека? Так это норма для той эпохи. Книжки про любовь уже писали, но жениться влюблённым было совсем не обязательно...
Статья взята здесь:
www.liveinternet.ru/users/2010239/post198673811...
Собственно пост навеян походом по Интернетам, в ходе которого мне попались:
1. поляки, обвиняющие литовцев в том, что те втянули их в Восточную политику (т.н. "политику Ягеллонов" - династии, начало которой дал Ягайло), т.е. в борьбу с Москвой за власть над землями Руси - политическую, культурную, религиозную, - закончившуюся попаданием уже самой Польши в когти сей азиатской державы, и все это на фоне разрыва хороших (терпимых) отношений поляков с германскими государствами (т.е. с "настоящей" европейской культурой), что тоже произошло во многом из-за язычества литовцев или их легкомысленного отношения к религии вообще. Некоторые князья за свою бурную жизнь могли несколько раз сменить веру, не моргнув глазом.
Плюс большая часть их подданых были православными и менять веру не спешила. Учитывая, что предательство в вере часто имело место быть наряду с предательствами в сферах военных и политических - можно понять, как "радовало " это католический мир в лице Священной Римской империи, Орденов Прибалтики и Польши.
2. Литовцы в долгу не остаются и костерят поляков на чем свет стоит за внутренний раскол Великого княжества Литовского из-за полонизации литовской и русской элиты (а потом и народных масс) и во многом насильственного ее обращения в католичество. Это действительно взорвало ВКЛ изнутри, спровоцировав вместо слияния балтов и славян в один этнос (литвинов) - его раскол на католиков-литовцев и православных -русинов (совр. белорусы и украинцы), чем не преминула воспользоваться Москва. Также это сильно подорвало культурную идентичность этих народов РП. Любопытно, что судьбоносный брак Ягайлы и Ядвиги во многом был решением спонтанным. В течении нескольких лет до этого, несмотря на путанные отношения Ягайлы с Москвой, сделавшие его союзником Мамая, тогда как его старшие единокровные братья и соперники за власть над Литвою (Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский) на Куликовом поле сражались на стороне Дмитрия Донского - шли переговоры о заключении серьезного династического союза между ВКМ и ВКЛ и женитьбе Ягайлы на дочери Дмитрия - Софье. Этот брак мог бы если не увенчать полит.стремления князей литовских (все же у Донского были сыновья, но этот факт далеко не всегда означал, правда, что престол им достанется), то сделать со временем де-факто неизбежным создание единого Литово-Русского государства (в которое входила бы вся территория Киевской Руси) со столицей в Вильнюсе.
3. Претензии русских к полякам и литовцам (от ущемления православной и русской культуры до помех воссоенинения земель Руси и установления постоянных связей с другими странами Европы без старательно перекрытых границ и вставленных палок в колеса) , а также украинцев и белорусов уже ко всем вышеозначенным чохом - я расписывать не буду. Они довольно известны, а также логично вытекают из первых пунктов.
Иными словами - у всех восточноевропейцев, славян и балтов налицо идентификационный кризис, когда в рекомых странах при бравурном возвеличивании достижений своих стран в прошлом, а местами при наличии режима, граничащего с нацистким - народ постоянно перетряхивает свою историю, размышляя, как бы она обернулась "а если бы?" Причем убегая в прошлое на столетия и пересматривая де-факто всю историю своего народа, а то и отрицая его успехи и право на существование. Указанный брак Ядвиги и Ягайло, расширив узел неприязни в войне за русское наследство, имел ведь и положительные стороны. Для поляков - это образование империи, Великой Польши, причем практически даром (ведь большая часть завоеваний были произведены литовцами), для литовцев и русских - образование не только помехи, но и заслона на пути крестоносцев, которые не отступились бы, имея на границе крупное православно-языческое государство.
Какова мораль сей басни?
Или принимаем свою историю такой, какая есть, или не стоим на пути влюбленной женщины.
Иногда женский каприз - как показала история - это не просто так, а знак свыше.