Люди, пребывающие в невинном невежестве, могут менять свои взгляды, узнав что-то новое.
Невежество, которое остается таковым после всех разъяснений, невинным никак не назовешь - это уже не неосведомленность, не недостаток образования и общей культуры, это определенный выбор, твердая решимость держаться каких-то принципиальных для человека (и его группы) представлений. Если эти представления самым дремучим образом противоречат твердо известным фактам - тем хуже для фактов. Есть вещи поважнее фактов.
И здесь возникает одно из обычных у нас недоразумений - мы всегда исходим из презумпции честного невежества, мы думаем, что если людям спокойно объяснить, что они говорят неправду на Церковь и неправду на Россию, они примут это к сведению - и, если не изменят свое отношение, то хотя бы вот этой конкретной неправды повторять не будут.
Во многих случаях это так и есть - и выступать с разъяснениями нам надо в любом случае, это часть нашего свидетельства миру.
Но иногда важно понимать, что речь идет не неосведомленности, а об экзистенциальном выборе, о ситуации, когда человек связывает свою жизнь, свою личную идентичность, свою гордость за себя, свою общность с теми, кого он считает своими, с определенным кругом представлений. Объяснять ему, что эти представления неосновательны, часто бывает без толку.
Еще более без толку думать, что за нападками на Церковь, исходящими из такой среды, стоит какая-то правда, какая-то заинтересованность в истине.
(с) Сергей Худиев