"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
Хочу представить вам ни много ни мало – средневековую версию истории жизни Ивана нашего Брагинского. 
Только в русском былинном фанфикшене на библейские темы («старшие» духовные стихи) он был известен под именем Егория Храброго (Георгия Победоносца) - покровителя воинов, Волчьего пастыря, который и сам любил порой перекинуться в волка, от которого не было спасения, ибо он был неумолим, как сама Судьба.
Нам же - людям темным, предков своих незнающим, он более известен как «мужик на коне», изображенный на гербе Москвы и на копеечных «орлах».
Что есть, конечно, несправедливо. И достойно исправления.
Кое-что в этом плане сделали создатели замечательного мультсериала для детей о субъектах РФ, одну из серий посвятив как раз Егорию. Хотя от эпического духа там остались рожки да ножки – я лично больше угорала от смеха (возможно потому, что соотносила действие с Иваном?).
mults.spb.ru/mults/?id=2478
Что такое духовные стихи? Это - русские народные эпические, лирико-эпические или чисто лирические песни на христианские темы и сюжеты. Источниками для сюжетов духовных стихов служат книги религиозного содержания (Библия, жития святых, апокрифы, богослужебные книги).
Духовные стихи на Руси известны с XV века. Этим временем датирована первая сохранившаяся до наших дней запись, хотя вероятно возникли они несколько раньше.
Делятся на два типа: «старшие» и «младшие».
«Старшие» — это эпические повествования на сюжеты ветхозаветных, новозаветных и житийных легенд (стихи о Голубиной книге, об Адаме, о Иосифе Прекрасном, царевиче Иоасафе, Алексее Человеке Божьем, о Феодоре Тироне, об Егории Храбром, князе Ефимьяне, о Богатом и Лазаре и т. д.), они весьма близки к великорусским былинам и вероятно возникли, как переложения библейских сюжетов в привычном для Руси «былинном формате».
«Младшие» - лиричны и отражают влияние силлабического виршевого стиха, проникшего из Польши.
Духовные стихи представляют в полном смысле религиозный эпос и лирику русского средневековья и самим своим существованием представляют близкую аналогию духовным песням средневековья Византии и Западной Европы.
Большой популярностью на Руси пользовался эпический духовный стих об Егории Храбром. Что не есть удивительно, учитывая самосознание русских людей, благополучно сохранившееся до сих пор.
Стих этот, скажем прямо, с житием святого Георгия имеет весьма мало общего (или это общее настолько своеобразно обработано, что диву даешься). Ну, взять хотя бы «веру латынскую» (католическое вероисповедание) противника Егория – царя Демьянища, живущего в Киеве, тогда как в житии фигурирует римский император-язычник Диолектиан.
Но больше спойлерить не буду.
Читайте сами.

ПС:
Напомню только что в историософии Русь-Россия всегда сочетала черты двух "личностей" - Россия-матушка (земля, пассивное начало, в русской философии соотносимая с Софией-Премудростью Божией) и сын-заступник, ею порожденный (народ, активное начало, чье предназначение - оборонять Святую Русь и навести порядок в искаженном иноверцами и Сатаной мире, чтобы он стал "таким, как Господь повелел").
ПС2:
Спор на тему "А по каком праву русские имели (и имеют) право о себе так думать?!" считаю бессмысленным.
Именно такой образ мыслей помог нашему народу выжить в услових натиска и с Востока и с Запада - за что уже достоин уважения. И еще - именно так мыслили и мыслят ВСЕ великие народы - от китайского до американского.
Егорий Храбрый

Только в русском былинном фанфикшене на библейские темы («старшие» духовные стихи) он был известен под именем Егория Храброго (Георгия Победоносца) - покровителя воинов, Волчьего пастыря, который и сам любил порой перекинуться в волка, от которого не было спасения, ибо он был неумолим, как сама Судьба.
Нам же - людям темным, предков своих незнающим, он более известен как «мужик на коне», изображенный на гербе Москвы и на копеечных «орлах».

Что есть, конечно, несправедливо. И достойно исправления.
Кое-что в этом плане сделали создатели замечательного мультсериала для детей о субъектах РФ, одну из серий посвятив как раз Егорию. Хотя от эпического духа там остались рожки да ножки – я лично больше угорала от смеха (возможно потому, что соотносила действие с Иваном?).

mults.spb.ru/mults/?id=2478
Что такое духовные стихи? Это - русские народные эпические, лирико-эпические или чисто лирические песни на христианские темы и сюжеты. Источниками для сюжетов духовных стихов служат книги религиозного содержания (Библия, жития святых, апокрифы, богослужебные книги).
Духовные стихи на Руси известны с XV века. Этим временем датирована первая сохранившаяся до наших дней запись, хотя вероятно возникли они несколько раньше.
Делятся на два типа: «старшие» и «младшие».
«Старшие» — это эпические повествования на сюжеты ветхозаветных, новозаветных и житийных легенд (стихи о Голубиной книге, об Адаме, о Иосифе Прекрасном, царевиче Иоасафе, Алексее Человеке Божьем, о Феодоре Тироне, об Егории Храбром, князе Ефимьяне, о Богатом и Лазаре и т. д.), они весьма близки к великорусским былинам и вероятно возникли, как переложения библейских сюжетов в привычном для Руси «былинном формате».
«Младшие» - лиричны и отражают влияние силлабического виршевого стиха, проникшего из Польши.
Духовные стихи представляют в полном смысле религиозный эпос и лирику русского средневековья и самим своим существованием представляют близкую аналогию духовным песням средневековья Византии и Западной Европы.
Большой популярностью на Руси пользовался эпический духовный стих об Егории Храбром. Что не есть удивительно, учитывая самосознание русских людей, благополучно сохранившееся до сих пор.
Стих этот, скажем прямо, с житием святого Георгия имеет весьма мало общего (или это общее настолько своеобразно обработано, что диву даешься). Ну, взять хотя бы «веру латынскую» (католическое вероисповедание) противника Егория – царя Демьянища, живущего в Киеве, тогда как в житии фигурирует римский император-язычник Диолектиан.
Но больше спойлерить не буду.
Читайте сами.

ПС:
Напомню только что в историософии Русь-Россия всегда сочетала черты двух "личностей" - Россия-матушка (земля, пассивное начало, в русской философии соотносимая с Софией-Премудростью Божией) и сын-заступник, ею порожденный (народ, активное начало, чье предназначение - оборонять Святую Русь и навести порядок в искаженном иноверцами и Сатаной мире, чтобы он стал "таким, как Господь повелел").
ПС2:
Спор на тему "А по каком праву русские имели (и имеют) право о себе так думать?!" считаю бессмысленным.
Именно такой образ мыслей помог нашему народу выжить в услових натиска и с Востока и с Запада - за что уже достоин уважения. И еще - именно так мыслили и мыслят ВСЕ великие народы - от китайского до американского.
Егорий Храбрый
Спокойно, спокойно - песня-то средневековая.
И повторов много, да - мы к такому малопривычные.
А Святая Русь в идеале, действительно, должна была включать Царьград (многовековая мечта русских монархов, едва не ставшая реальностью при императоре Александре Освободителе), ну и Иерусалим определенно не помешал бы.
Огромное спасибо за такую информацию. Действительно, для нас РОДНАЯ культура стала калинкой-малинкой и тем мужиком с монет. А такие вещи надо знать. Вообще, у меня самой до недавнего времени русская культура ассоциировалась с культурой низа, грубой, быдлятской культурой. То ли дело японская или английская... сколько грации, смысла...
А потом до меня дошло, что русская культура ПРЕКРАСНА, и не хуже, а может, даже и лучше других
Вообще, у меня самой до недавнего времени русская культура ассоциировалась с культурой низа, грубой, быдлятской культурой. То ли дело японская или английская... сколько грации, смысла...
Ясное дело - когда коренная культура становиться достоянием лишь низших и необразованных или маргинальных (язычники, староверы, православные при советской власти) слоев общества - иного отношения (и судьбы у русской культуры) и быть не могло.
Исконная русская культура периодически (особенно в послепетровское время) оказывалась выброшена за грань интересов ученых, литераторов, художников и стала культурой плебса, чьего усилий по ее "продвижению" и совершенствованию явно недостаточно.
Оттого, увы, ее потенциал так и остался полностью нерализованным, аналогично развитию России и в некоторых других областях. Только-только у нас сформируется что-то цельное, яркое и живое в культурном плане, как его объявляют "поганым", "мещанским", "варварским", "пошлым", "реакционным", "совковым" и т.д.
Например, наш ЖИВОЙ былинный эпос ни в чем не уступающий образностью и драматизмом германскому или Артуриане оказался выброшен на обочину культурной жизни и потому практически не развивался в иных художественных формах, оставаясь незнакомым новым поколениям.
А теперь массово используется только в юмористическом ключе (что де-факто насмешка над предками и опять-таки своей культурой) или в пропаганде (что инстиктивно вызвает отторжение).
Русская элита вместо развития достояния предков или насмешничала над ним или искореняла, сама же в культурном плане оставаясь пародией на любимые западные образцы, но все равно не достигшая в своих потугах западных эталонов. От придворной прозападной культуры 18 века (в первую очередь от живописи и литературы, т.к. прославленной "русской" архитектурой того столетия обычно ведали иностранцы) веет тяжестью, неестественностью, картонностью.
А "великая русская литература", музыка и живопись появилась только тогда, когда "писание по-ученому" вновь проявило интерес к русскому народному творчеству. Показательны "первые ласточки" - баллады Жуковского, "Руслан и Людмила" и сказки Пушкина, творчество Гоголя....
Похоже, что сейчас нашему обществу только предстоит открыть русскую культуру, как это сделала русская аристократия в 19 веке.
игозаточение - всё как надо.Голова у Егория вся жемчужная,
По всем Егорие часты звезды А-га.
А посверьх смолы Егорий плавает;
Он поет стихи херувимские,
Превозносит гласы все архангельские
Его тут, понимаешь, пытать пытаются, а он... Не, ну это точно Ванька!
Альскандера
В некоторых стихах о Егории он побеждает Дракона, напавшего на Москву.
И Дракон этот, как оказалсь,
человекящер семейный. Судя по сиквелам.И мама-Русь, и сёстры, и
игозаточение - всё как надо.А то ж!
Прямо черным по белому записанный архетип русского бессознательного, сиречь национального мифа.
А-га.
Судя по сиквелам.
Угу. В среднем каждые сто лет всей страной "ролевку" вживую отыгрываем.
Кстати, а кто третья в этом раскладе? Сербия?
В данном раскладе - учитывая возраст стиха - может быть и Сербия, и Болгария, и Македония, и другие православные (и/или славянские) страны, в свое время пошедшие на церковные унии с католиками. Даже Византия этим согрешила (аж два раза) - за что (по мнению русских) и была окончательно повергнута, как не выдержавшая испытания, признав де-факто главенство Рима и предав православие.
А если отрешиться от Хеталии и говорить серьезно - то я, как дилетант, готова спорить на виртуальный бублик, что в ранних версиях стиха (а они были, и изрядно отличались от данного варианта, повествуя только о Крещении Руси и войне с язычниками - в этом мультфильм ближе к исходникам) никаких сестер не было вовсе, а был просто страдающий крещеный люд под властью язычников, католиков и мусульман, и не было никакой семейной и народной трагедии героя.
Не говоря уже о крещении волков, змей и птиц (которые, в том же мультфильме Георгий проводит, сам будучи в образе зверя. ИМХО, вещающий слово Божие волк-оборотень с крестом - это просто шик!)
Все последнее - как раз плоды работы русских сказителей, которые как и писатели 19-20 веков вполне умели чувствовать "народный дух" - т.е. вводить в повествование детали, которые были бы слушателям интересны и вызывали бы у них душевный подъем и катарсис.
Отсюда и появилось воплощение русского национального мифа в данном стихе - Золотое время, Рагнарек, моральная слабость сестер, пытки и заключение Георгия, его чудесное освобождение и благословение "навести порядок и по всей святорусской земле" (уже, кстати, явно крещенной. но потом "испорченной"), война с иноверцами, победа, возвращение и очищение сестер.
Пусть количество сестер вас не смущает , ИМХО, появились сестры в стихе только вместе с обретением матерью Георгия имени София Премудрая - образ у наших предков связанный одновременно с Богородицей, Русью, Церковью и Святой землей и с мученицей Софией и ее дочерьми - Верой, Надеждой, Любовью (т.е. сложившаяся на Руси легенда еще и попытка написать АУ-версию истории этих 4-х святых).
А "падшими" они стали после Бересткой унии и ряда иных церковных уний (России таковая тоже, кстати, долго и упорно предлагалась, но была в итоге отвергнута), и событий Смутного времени.
При таком раскладе выходит, что как раз вполне открыто буйствовала старшая из сестер, и даже сбежала к брату.
Но основные мифы такие штуки, которые регулярно повторяются, при этом каждое последующее его прохождение не обязательно досконально похоже на исходное или предыдущее. Вот тут можно подумать и про поведение "братских стран" в обе мировые войны с Гражданской и в настоящее время.
Просто именно с хеталийской точки зрения забавно получилось.
Не то слово.
Но хеталийские образы и нынешняя политика тоже не на пустом месте выросли.Отсюда и сходство.
А превращение в волка - это из самих стихов или что-то другое?
В виденных мною версиях стихов - я этого не встречала. Но они, мне кажется - уже из поздних записей, когда за наличием языческих мотивов стали следить строже.
Но - как уже было упомянуто - в том же мультфильме Егорий действительно превращается в волка, что, ИМХО, создатели не выдумали сами.
В исследованиях фольклористов - способность к своевольному (т.е. по своей воле) оборотничеству - одна из харатерных черт Егория, одним из прозвищ которого на Руси было - Волчий Пастырь.
Считалось, что волки уничтожают свои жертвы не поголовно, а выбирают только тех, кто обречен на погибель Егорием Храбрым, волчьим пастырем, то есть пастухом.
Иногда он подходит к деревням в образе седого старика, но иногда сам оборачивается диким зверем — и тогда ни один пастух не может уберечь от него свои стада. В лесу он созывает к себе волков и каждому определяет его добычу. Кто бы это ни был — овца, корова, свинья, жеребенок или человек, — он не избегнет своей участи, как бы ни был осторожен, потому что волчий пастырь неумолим, как сама судьба.
Об этом говорят и пословицы: «Что у волка в зубах, то Егорий дал», «Ловит волк роковую овцу», «Обреченная скотинка — уже не животинка». Именно поэтому задавленное волком животное никогда не употреблялось в пищу: ведь оно было предназначено хищнику самим волчьим пастырем…
Ехал раз мужик лесом. Дело днем было, летом. Вдруг видит: на овцу волк кинулся. Овца испугалась, кинулась под телегу. Волк тоже испугался, убежал. Мужик взял овцу и повез с собой, проехал сажень пять от того места, стало ни зги не видно, — темная ночь. Он диву дался. Ехал, ехал, и сам не знает куда.
Вдруг видит огонек. — А, — думает, — это, видно, гуртовщики. Хоть у них спрошу, куда ехать. Подъезжает и видит, — костер разложен, а кругом — волки сидят и с ними сам Егорий Храбрый. А один волк сидит в сторонке да зубами щелкает.
Говорит мужик, что, мол, так и так, заплутался, — не знаю, где дорогу найти. Егорий ему и говорит:
— Зачем, — говорит, — у волка овцу отнял?
— Да она, — говорит мужик, — ко мне бросилась. Мне ее жалко стало.
— А чем же волки-то кормиться будут? Вот эти, видишь, сытые лежат, а этот голодный, зубами щелкает. Я их кормлю; все довольны, только один жалуется. Брось ему овцу, тогда укажу дорогу. Ведь эта овца была волку обречена, так чего ты ее отнял?
Мужик взял и бросил волкам овцу. Как только бросил, стал опять ясный день, и дорогу домой нашел.
Да уж, вот они особенности отечественного православия. Языческое капище с крестом на вершине.
Не без этого
Недаром в том числе и реформы Никона потребовались.
С другой стороны - народы, которые особо усердствовали в создании "чистого христианства", очищенного от языческих пережитков - Северо-Запад Европы - сначала ушли в протестантизм, а потом и вовсе стали атеистами. А народы, которые традиционно осуждались за то, что мешают христианство я зычеством - славяне (в том числе западные), итальянцы, испанцы - до сих пор являются одними из самых верующих. А еще они какие-то более эмоциональные и живые, что ли. Хотя жизненный уклад и государства у них тоже гораздо более взбалмошны и хуже организованы.
Вот такой пердимонокль.
Даже и они не очень помогли.
Просто у нас на городском озере есть такой остров (святой) Веры. В позапрошлом веке там монаший скит был. Вот только вся соль в том, что монахи жили не где-нибудь а в явно религиозном сооружении времен неолита где-то. Из всех их нововедений - крест на скале.
Но это так, лирика.
Обычное дело, в общем-то. Имеющее место быть едва ли не везде на свете - на месте поверженных святилищ чужих богов ставить свои - и как символ победы, и для очищения злого места, и чтобы местные не могли использовать, как прежде.
Точно такая же история была и, например, у собора святой Софии в Константинополе, ставшей после завоевания турками мечетью. И при строительстве самой церкви использовался декор и более крупные фрагменты разрушенных великих языческих храмов Рима и греческих городов.
Только размеры побольше.
ПС2:
Спор на тему "А по каком праву русские имели (и имеют) право о себе так думать?!" считаю бессмысленным.
Именно такой образ мыслей помог нашему народу выжить в услових натиска и с Востока и с Запада - за что уже достоин уважения. И еще - именно так мыслили и мыслят ВСЕ великие народы - от китайского до американского.
По праву русских. Кому чего не так, по нашему русскому народному обычаю выделяется известный маршрут "нахуй".