воскресенье, 09 октября 2011
Думаю, вы, мои дорогие ПЧ, уже заметили, что я (насколько хватило моих убогих сил) изменила оформление дневника и набор аватарок, использовав для этого работы Сергея Соломко.
Соломко Сергей Сергеевич (1867 – 1928) - русский художник, график, акварелист.
Творчество Соломко дошло до нас главным образом благодаря дореволюционным открытым письмам (открыткам). Пожалуй, во всей истории русского искусства не найдется ни одного такого художника, взгляды на творчество которого у специалистов были бы столь полярны.
Соломко Сергей Сергеевич (1867 – 1928) - русский художник, график, акварелист.
Творчество Соломко дошло до нас главным образом благодаря дореволюционным открытым письмам (открыткам). Пожалуй, во всей истории русского искусства не найдется ни одного такого художника, взгляды на творчество которого у специалистов были бы столь полярны.
Его работы вызывали крайнюю антипатию как у современных ему художественных критиков, так и у искусствоведов советских времен. И те, и другие обвиняли его в «галантерейном реализме», в упадничестве, вульгарности, стремлении «потрафить вкусам толпы».
Однако было немало и горячих поклонников его неповторимой творческой манеры. Мир образов, созданных художником может нравиться или не нравиться, но было бы несправедливо отказывать художнику в его индивидуальности.
Как профессиональный художник Соломко начинал в сложную, переломную эпоху развития русского искусства.
Авторитет передвижников был еще непререкаем, но широкой общественности стал надоедать их мелкий бытовизм в жанровой живописи. Подобная ситуация не могла не привести к возникновению художественных объединений, отстаивающих принципиально новые идеалы. Представителей новых тенденций в русском искусстве стали называть декадентами, и очень скоро само слово декадент стало почти ругательным.
Декаденты считали, что только в полном отходе от иллюстрирования политических или социальных сторон жизни заключается та свобода творчества, к которой они стремились.
Видный художник и историк искусства того времени Грабарь называл Соломко «генералом декадентства, упадничества и мистицизма».
Буря негодования, охватившая художественную среду, однако, не повлияла ни на творчество Соломко, ни на его восприятие публикой.
Когда в конце 19 века в России начали выходить многочисленные иллюстрированные журналы, Сергей Соломко и Елизавета Бём стали наиболее известными представителями нового жанра изобразительного искусства — журнальной иллюстрации.
Их рисунки и акварели особенно часто публиковались в «Ниве» — журнале для семейного чтения. Большинство этих работ позднее тиражировались на почтовых открытках, покупателями которых были отнюдь не специалисты, а самые обычные люди, воспринимавшие сюжеты Соломко как красивые и понятные «картинки».
Вероятно, поэтому Соломко и рисовал сценки из старорусского быта с былинно-сказочной архитектурой, яркими, красочными костюмами. Художник, по сути, исполнял социальный заказ, умело пользуясь сложившейся конъюнктурой.
Такие его сюжеты «В ожидании ответа», «Объяснение в любви», «У забора», «Шутник» и многие другие отражали переживания, знакомые каждому, навевали ностальгические воспоминания, затрагивали потаенные струнки души. Рассматривая их, люди забывали о тяготах жизни и погружались в теплый романтический мир.
Другой стороной творчества Соломко были символические аллегории. Если для западноевропейской культуры символизм был естественным путем развития искусства, то в русской живописи идеалом всегда считался реализм. Поэтому уход «в мир грез» находил в России больше критиков, чем сторонников. Символические аллегории Соломко посвящены главным образом различным эпизодам царствования династии Романовых.
Много и плодотворно работал Соломко над иллюстрациями к русским сказкам, произведениям Пушкина и Лермонтова, мифологическим сюжетам, делал рекламные плакаты.
Но критика с упорным постоянством не хотела признавать за художником выдающихся способностей. Общественные потрясения — революция 1905 г., октябрьский переворот, первая мировая война — не позволили общественности достойно оценить художника, не отразившего в своем творчестве этих событий.
Художественное наследие Соломко никогда подробно не исследовалось. При огромном интересе к его рисункам и акварелям, Соломко продолжает оставаться малоизученным художником.
Иллюстрации Соломко сохранились только в дореволюционных изданиях и на старых почтовых открытках, известных лишь тем, кто их собирает. Однако, каким бы вульгарным на представлялся специалистам художественный почерк Соломко, его творчество неотделимо от художественного наследия дореволюционной России.
В 1910 году С. Соломко получил богатое наследство и поселился в Париже, на улице Донфер Рошеро, 75-77. Продолжал писать акварели, иллюстрировал книги издательства А. Ферру и других парижских издательств. Создавал серии открыток на темы русской старины для издательства Лапина.
В 1921 году участвовал в выставке «Художники Императорской Академии художеств Петрограда» в галерее Magellan. Последней работой стали иллюстрации к книге «Трофеи» Х.-М. Эредиа (1927). Был членом Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже (Общество им. И.С. Тургенева). В 1927 году, в связи с его тяжелым заболеванием, общество провело несколько благотворительных вечеров в его пользу.
Умер Сергей Сергеевич Соломко в Русском старческом доме, похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа.
Использованные мною работы Соломко изображают женских персонажей русских былин:Апраксия Королевична - киевская княгиня, жена князя Владимира Красно Солнышко, до этого - литовская королевна. Богатыри Дунай и Добрыня силой привезли ее из Литвы в жены Владимиру. Подобно королеве Гвиневере в Артуриане, будучи воплощением принадлежащей князю земли, власти и удачи, она - ветреная, неверная супруга, постоянно готовая изменить мужу. Часто смотрит от него «на сторону» - заглядывается на Тугарина, пытается соблазнить честного Касьяна и т.д.
Настасья Королевична – старшая сестра Апраксии, поляница (богатырша). Жена богатыря Дуная Ивановича. На пиру у Владимира высмеяла похваляющегося своими воинскими навыками мужа.
— Ай же ты, дорогой Дунай Иванович! Не пустым ли ты хвастаешь? Не долго я в городе пробыла, да много в городе узнала. Нет в Киеве молодца на вежливость лучше Добрынюшки, нет молодца на щёгольство лучше Дюка Степановича, да нет на выстрел лучше меня, Настасьи-королевичны. Ставь ты себе на темечко яблочко румяное, попаду я в него стрелой калёною, разобью яблочко на две половинки, тебя не раню.
Брал Дунай яблочко румяное, ставил себе на голову. Брала Настасья тугой лук неразрывчатый, натягивала тетивку шёлковую, клала стрелочку калёную. Пропела тетивка шёлковая, пошла стрелка калёная, расшибла яблоко на две половинки, Дуная не ранила.
Дунаю то за беду стало, ставил он Настасье яблоко на темечко, брал тугой лук, натягивал тетивку шёлковую, накладывал стрелку калёную. Взмолилась тут Настасья-королевична:
— Ай же ты, Дунай Иванович! Не попадёшь ты в яблочко румяное, попадёшь мне в темечко, убьёшь молодую жену. Ты бей-секи меня, в землю закапывай за слова мои дерзкие, только не стреляй стрелку калёную. Дай ты мне дитя родить. Есть во мне младенец, какого во всём городе нет. Ножки-то у него по колено в серебре, ручки по локоть в золоте, в волосах часты звёздочки, в темени печёт красно солнышко.
Дунай жену не послушался, стрелял он стрелку калёную. Не попал Дунай в румяно яблочко, а попал Настасье прямо в темечко. Падала настасьина головушка, пластал ей Дунай тело белое, вынимал оттуда младенца, какого во всём городе нет: ножки у него в серебре, ручки в золоте, по волосам часты звёздочки, а во лбу красно солнышко.
Горько стало Дунаю Ивановичу, брал он острый нож-кинжалище, резал себе груди белые, пускал кровь горячую.
От пролитой крови Дуная, Настасьи и их чудесного сына берет начало река Дунай.
Эту сцену запечатлел другой художник Константин Васильев.
«Рождение Дуная».
Забава Путятична - племянница князя Владимира. Была украдена Змеем Горынычем, томилась в его норах глубоких, но была спасена Добрыней Никитичем. Вышла замуж за заезжего гостя Соловья Будимировича (не путать с Разбойником).
Василиса Микулична в татарском мужском платье – поляница, дочь Микулы Селяниновича, жена Ставра Годиновича. Обманывает князя Владимира и вызволяет Ставра из темницы. Думаю, мультфильм по мотивам этой былины видели многие.
Синяя птица ака Птица Сирин - в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы.
Считается, что Сирин представляет собой христианизацию языческих русалок-вил. Часто изображается вместе с другой райской птицей Алконостом, но голова Сирина иногда оказывается непокрытой, а вокруг неё нимб. Сирин также поет песни Печали, тогда как Алконост — песни Радости.
Самые древние изображения Сирина восходят к X веку и сохранились на глиняных тарелках и височных кольцах (Киев, Корсунь). В средневековых русских легендах Сирин однозначно считается райской птицей, которая иногда прилетает на землю и поет вещие песни о грядущем блаженстве, однако иногда эти песни могут оказаться вредными для человека (можно потерять рассудок). Посему в некоторых легендах Сирин приобретает отрицательное значение, так что её даже начинают считать темной птицей, посланницей подземного мира.
Другие работы Сергея Соломко на тематику Древней и Средневековой Руси.
Любителям красивых старинных костюмов с кучей разных деталюшечек смотреть и свуниться.
@темы:
Россия,
Русь,
Интересности,
художники
Какая красота! Надо это все съесть (с)
Не зря меня мама учила быть ласковей, ой, не зря...
А мультфильм я до сих пор помню.
До чего там графика красивая!
Спасибо за работы.
Поищу, может в какой - нибудь коллекции журнальной будет.