"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
Взволнованная девушка с секирой и призывающий её к порядку старец - достаточно известный в польской живописи сюжет.

Главные герои этого сюжета – польская королева, дочь венгерского короля Людвика Великого Ядвига (Jadwiga, 3 октября 1373 — 17 июля 1399) и ее опекун, маршалок великий коронный (так называлась должность при польском дворе) Димитр из Горая (Dymitr z Goraja, 1340—1400).




Jan Matejko Dymitr z Goraja wstrzymujący Jadwigę od wyłamania drzwi na zamku królewskim w Krakowie. 1881 г.

(Димитр из Горая отговаривает Ядвигу от от взлома двери в королевский замок в Кракове).


Действие на картине происходит в 1385 году в Вавельском замке. Королева Ядвига хочет пройти к своему жениху, и этот момент - поворотный в истории всех династий Восточной Европы: Анжуйцев, Габсбургов, Гедиминовичей, Рюриковичей. А также истории и судеб стран, как тогдашних, так и возникших в ходе именно такого поворота истории - Австрии, Венгрии, Польши, России, Литвы, Пруссии, Украины и Беларуси.


читать дальше

Собственно пост навеян походом по Интернетам, в ходе которого мне попались:

1. поляки, обвиняющие литовцев в том, что те втянули их в Восточную политику (т.н. "политику Ягеллонов" - династии, начало которой дал Ягайло), т.е. в борьбу с Москвой за власть над землями Руси - политическую, культурную, религиозную, - закончившуюся попаданием уже самой Польши в когти сей азиатской державы, и все это на фоне разрыва хороших (терпимых) отношений поляков с германскими государствами (т.е. с "настоящей" европейской культурой), что тоже произошло во многом из-за язычества литовцев или их легкомысленного отношения к религии вообще. Некоторые князья за свою бурную жизнь могли несколько раз сменить веру, не моргнув глазом. Плюс большая часть их подданых были православными и менять веру не спешила. Учитывая, что предательство в вере часто имело место быть наряду с предательствами в сферах военных и политических - можно понять, как "радовало " это католический мир в лице Священной Римской империи, Орденов Прибалтики и Польши.

2. Литовцы в долгу не остаются и костерят поляков на чем свет стоит за внутренний раскол Великого княжества Литовского из-за полонизации литовской и русской элиты (а потом и народных масс) и во многом насильственного ее обращения в католичество. Это действительно взорвало ВКЛ изнутри, спровоцировав вместо слияния балтов и славян в один этнос (литвинов) - его раскол на католиков-литовцев и православных -русинов (совр. белорусы и украинцы), чем не преминула воспользоваться Москва. Также это сильно подорвало культурную идентичность этих народов РП. Любопытно, что судьбоносный брак Ягайлы и Ядвиги во многом был решением спонтанным. В течении нескольких лет до этого, несмотря на путанные отношения Ягайлы с Москвой, сделавшие его союзником Мамая, тогда как его старшие единокровные братья и соперники за власть над Литвою (Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский) на Куликовом поле сражались на стороне Дмитрия Донского - шли переговоры о заключении серьезного династического союза между ВКМ и ВКЛ и женитьбе Ягайлы на дочери Дмитрия - Софье. Этот брак мог бы если не увенчать полит.стремления князей литовских (все же у Донского были сыновья, но этот факт далеко не всегда означал, правда, что престол им достанется), то сделать со временем де-факто неизбежным создание единого Литово-Русского государства (в которое входила бы вся территория Киевской Руси) со столицей в Вильнюсе.

3. Претензии русских к полякам и литовцам (от ущемления православной и русской культуры до помех воссоенинения земель Руси и установления постоянных связей с другими странами Европы без старательно перекрытых границ и вставленных палок в колеса) , а также украинцев и белорусов уже ко всем вышеозначенным чохом - я расписывать не буду. Они довольно известны, а также логично вытекают из первых пунктов.

Иными словами - у всех восточноевропейцев, славян и балтов налицо идентификационный кризис, когда в рекомых странах при бравурном возвеличивании достижений своих стран в прошлом, а местами при наличии режима, граничащего с нацистким - народ постоянно перетряхивает свою историю, размышляя, как бы она обернулась "а если бы?" Причем убегая в прошлое на столетия и пересматривая де-факто всю историю своего народа, а то и отрицая его успехи и право на существование. Указанный брак Ядвиги и Ягайло, расширив узел неприязни в войне за русское наследство, имел ведь и положительные стороны. Для поляков - это образование империи, Великой Польши, причем практически даром (ведь большая часть завоеваний были произведены литовцами), для литовцев и русских - образование не только помехи, но и заслона на пути крестоносцев, которые не отступились бы, имея на границе крупное православно-языческое государство.


Какова мораль сей басни? :glass:
Или принимаем свою историю такой, какая есть, или не стоим на пути влюбленной женщины.
Иногда женский каприз - как показала история - это не просто так, а знак свыше. :pope:
:laugh:


@темы: Русь, Литва, Польша

Комментарии
08.06.2012 в 14:12

Поражению нет никаких оправданий, а победа в них не нуждается.
Спасибо, очень познавательная(и показательная) статья.:)
08.06.2012 в 22:21

Поражению нет никаких оправданий, а победа в них не нуждается.
Этот брак мог бы если не увенчать полит.стремления князей литовских (все же у Донского были сыновья, но этот факт далеко не всегда означал, правда, что престол им достанется), то сделать со временем де-факто неизбежным создание единого Литово-Русского государства (в которое входила бы вся территория Киевской Руси) со столицей в Вильнюсе.
Если подумать то сильно вряд-ли, литовцев бы тупо демографически переварили, и столица скорей всего опять же была бы в Москве, или в Киеве.
08.06.2012 в 22:40

"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
KOBA235
Спасибо за отзыв.
литовцев бы тупо демографически переварили, и столица скорей всего опять же была бы в Москве, или в Киеве

Столица стала бы там, где это выгодно государству, ИМХО, без раздела на литовскую и русскую территории (до опред. момента русские не воспринимали литовцев, как чужаков), но называлось бы это государство Литвою, и будучи славянским, происхождение свое отсчитывало от появления литовских князей. Тогда как призвание варягов, Рюрик и Олег (для нас начало - нашей истории, собственно, как Руси, и отцы-основатели) стали бы пра-предками, вроде Кия и его родни.

Процесс поглощения Литвой русских княжеств, в целом, вообще напоминал появление Руси, когда одно из племен (откуда родом были князья) дало имя новому государству и подчинило-соединилось браками с элитой местных ранних княжеств и городов, но сам народ русь (скандинавы, пруссы, западные славяне?) сгинул без следа в местном населении. Разница только в том, что у литовцев в этом государстве все же была "своя земля", непосредственно входящая в государство, что могло замедлить процесс "переварки" - тогда как русы "малой родины" в составе Руси не имели.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail