"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
Полезная информация для тех, кто холиварит на украино-русских форумах:

Из стенограммы лекции "Новгородская Русь по берестяным грамотам" одного из наиболее известных российских лингвистов, крупнейшего специалиста по древненовгородскому диалекту и изучению текстов берестяных грамот, действительного члена Российской Академии Наук Андрея Анатольевича Зализняка, прочитанной 23 ноября в клубе – литературном кафе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру».

Сейчас мы прежде всего думаем о трех языках: русский, украинский, белорусский. И очень часто по естественной аберрации, по естественному анахронизму предполагаем, что, наверно, так было всегда. Оказывается, нет: ситуация древнего членения не похожа на нынешнюю. Эта же самая территория делилась, но существенно иначе. Она делилась не на три части, как сейчас, а на две, и эти две части имели географическое деление, совсем не похожее на нынешнее. А именно, отделялся Северо-Запад, это Новгород и Псков с соответствующими территориями.Это очень большая территория, потому что Новгород имел все владения Севера. И все это с захватом части нынешней Северной Белоруссии – вот такой Северо-Запад. Это был один диалект или один диалектный тип.

А противоположная часть – Юг (будущая Украина), Центр (будущая Россия), Восток (нынешняя Восточная часть Европейской России) – между собой, по-видимому, в достаточной степени единые, составляли вторую часть. Не было древнего различия между Киевской, Черниговской, Рязанской, Смоленской, Ростовской и Суздальской зонами. Это была одна Южная, Восточная и Центральная территории, противопоставленные Северо-Западу.

Как видите, совершенно не похожие на нынешнее противопоставление трех языков. Поэтому те, кто сейчас пытается, часто в недостойных политических целях, использовать эти наши новые сведения для противопоставления, скажем, Украины и России – это совершеннейшая чушь с точки зрения науки. Потому что как раз разницы между московской территорией и киевской в древности не было. Разница была между ними обеими вместе взятыми и новгородско-псковской территорией.

Разделение на три языка произошло по причинам, очень связанным с российской историей, существенно позже – это XIV-XV вв. Это Литовское государство. Граница, которая разделила Московскую Русь и Литовскую Русь.

А из древнего деления Северо-Запад и Центр-Восток образовался современный великорусский язык. Так что великорусский язык, как выяснилось, – это вещь новая, которую позволило увидеть именно открытие берестяных грамот. Современный наш русский литературный язык, как теперь на основании берестяных грамот вполне точно устанавливается, представляет собой продукт соединения двух старых диалектных традиций, которые я назвал.

...мы с вами говорим "на руке, на ноге", а не - "на руце, на нозе". Заметьте, этим русский язык отличается от всех славянских языков. Во всех славянских языках здесь будет -ц-, по-украински, по-белорусски, по-польски, по-чешски, по-сербски – решительно везде.

Только новгородский диалект отличался в этом отношении, не имел этого -ц- по причинам своей собственной фонетической истории, в которую я не вдавался, и которую мы с вами унаследовали. И русский язык в этом отношении является его наследником.


Эта лингвистическая теория вполне сочетается и с изысками генетиков, согласно которым жители Центральной и Южной России почти идентичны украинцам, полякам и белорусам, тогда как в северных областях России и на юго-востоке Беларуси уже имеются отличия - например, т.н. "славянский" генR1a распространен тут на порядок меньше. Причем на одинаковый порядок меньше.

читать дальше

Большая часть лекции посвящена разбору берестяных грамот, так что тем, кто интересуется - советую прочитать ее всю.

www.polit.ru/article/2006/11/30/zalizniak/



Здесь я привожу лишь выдержку - о том, что берестяные грамоты были распространены не только в Новгороде, но почему эти грамоты были обнаружены в массе своей в этих землях и только за определенный исторический период. Этими фактами тоже очень любят пользоваться русофобски настроенные холиварщики, уверяющие, что "ордынцы-москали" были безграмотны, говорили на финском языке, а после присоединения к ВКМ и новгородцы писать разучились.

@темы: Россия, Беларусь, Русь, Украина, Интересности, История

Комментарии
13.07.2012 в 11:14

Поражению нет никаких оправданий, а победа в них не нуждается.
Спасибо, очень познавательные лекция.
13.07.2012 в 20:43

Жить стало лучше, жить стало веселей!(с)
Открыли Америку.
Я, когда в 9 классе билеты по истории учила, у меня всё это в специальной книжке со шпороми было.
В различия диалектов не вдавались, конечно, но, про подобное разделение Руси говорили.
И то, что Русь была одним из самых грамотных государств в Европе, тоже знают те, кто прошел хотя бы 9 классов общеобразовательной школы.
13.07.2012 в 20:58

"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
KOBA235
:hi2:

А н о н и м

Судя по форумным холиварщикам (но напоминаю: многие из них, говорящие по-русски - вовсе не русские или россияне, русский язык на пост-советском пространстве "лингва франка", и в наших школах не учились) многие из них не имеют и 9-ти классов образования.

Хотя в реальности - просто со школы до того периода, когда человек начинает интересоваться политикой своей страны, почти все знания у него повыветриваются, кроме того, что было в книжках с картинками или кино на исторические темы - чем и беззастенчиво пользуются авторы разных "Стран Моксель".
13.07.2012 в 21:15

Жить стало лучше, жить стало веселей!(с)
Странно как-то.
Все это еще вдалбливали с первого класса на уроках родной речи, чтения и мира вокруг нас.
Это ж насколько голова пустая?
13.07.2012 в 21:17

"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
А н о н и м

Это ж насколько голова пустая?
Она другим заполнена.
13.07.2012 в 22:22

"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
А н о н и м
Все это еще вдалбливали с первого класса на уроках родной речи, чтения и мира вокруг нас.

А сколько вам/тебе лет и в какой области проживаете?
Я из Нижнего Новгорода, города-миллионика.

Я это все помню только советское, еще дошкольное.
А вот первый класс у меня совпал с осенью "веселого" 91-го.

Оглядываясь назад, понимаю, в каком "ах..е" пребывали тогда учителя и прочие воспитатели - они просто не знали, как нам объяснить, что происходит вокруг. И уж тем паче не могли объяснить это с позитивных сторон, какие (пусть потом розовые очки и слетели) были у граждан других республик СССР - прививая любовь к родной стране.В тот год у них не было даже банальных методичек.

В итоге, сколько себя помню - наш поток, поколение - в этом плане (и в школе, и в оздоровительных лагерях, и в секциях, и в библитотеках) окружал почти полный информационный вакуум: преподаватели радостно сообщали нам информацию о средневековой Руси, о РИ, об основании СССР, о ВОВ, о Гагарине... а на месте событий 90-х и Российской Федерации, как одного из преемников СССР, зияла дыра. С одной стороны в наших представлениях Русь плавно перетекала в РИ-СССР-РФ (точнее, эмоционально-образной разницы мы не ощущали), с другой - понимания России, как государства, ее специфики просто не было.

Вы можете быть потрясены, но какой у РФ флаг и герб я узнала только на первом курсе техникума - в 15 лет, то есть... Символику у нас использовали советскую или не использовали вообще.

А ведь школу закончила с золотым дипломом, и история была одним из моих самых любимых предметов.

Вот так... Смешно?
14.07.2012 в 22:34

Жить стало лучше, жить стало веселей!(с)
Ммм... А можно в личку ответить?
14.07.2012 в 22:43

"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
А н о н и м
Можно

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии