вторник, 25 сентября 2012
Люблю чувствовать себя евреем, читающим антисемитские газеты. Людовик Орлишевский
БАЛЛАДА НЕДАВНИХ ДНЕЙ
Царь русский узнал, что в литовской земле,
В каком-то подворье унылом,
Живёт, проводя дни в слезах и в мольбе,
Супруга изгнанника с сыном.
«Проклятье! - вскричал лютый деспот
во гневе, -
Смеяться над волей моею!?
Я ляхов казнил, чтобы отпрыск злодея,
Спал, барствуя, в ляшской постели?!
Тотчас из Литвы привезти мне его,
Учить языку, вере нашей!
И пусть обратит русский меч он потом
На беглого «вора», папашу!»
Царь русский узнал, что в литовской земле,
В каком-то подворье унылом,
Живёт, проводя дни в слезах и в мольбе,
Супруга изгнанника с сыном.
«Проклятье! - вскричал лютый деспот
во гневе, -
Смеяться над волей моею!?
Я ляхов казнил, чтобы отпрыск злодея,
Спал, барствуя, в ляшской постели?!
Тотчас из Литвы привезти мне его,
Учить языку, вере нашей!
И пусть обратит русский меч он потом
На беглого «вора», папашу!»
Сказал так. Ослушаться воли царя
Страшней, чем ждать божеской кары;
И вот москали в двор убогий спешат,
Оружьем казацким сверкая.
По-русски один из пришедших вояк
Хозяйке бормочет почтенно:
«Пришёл, - говорит, - я по воле Царя
Взять юного ляха в ученье.»
Рукою, привычной к татьбе, к грабежам,
Ребёнка с рук матери тащит:
«Ты сына отдай, слушать царский приказ
Для всякого должно быть счастьем!»
Он тянет ребёнка и стражу зовёт -
Тот плачет у мамы в объятьях,
«Да ну ж, отцепись, Государь тебя ждёт!» -
Казак злобно молвит дитяте.
Приблизься до львицы, что львят стережёт -
Немедля окажешься в пасти!
Так зверь неразумный свой плод бережёт
От всяких угроз и напастей.
А то христианка, то полька, жена,
Дитя ей одна лишь утеха,
О муже любимом он память одна,
Что, может, навеки уехал.
Кровинку свою дать тирану, чтоб он
Сынка воспитал как кацапа:
Чумою людей, иноверцем, слугой,
Убийцею братьев - поляков!
В отчаяньи мать - да простит её Бог! -
Дитя уж в руках москаля! -
Нож острый вонзает ребёночку в бок,
От дьявола сына спасая!
Казак побледнел - тельце ангела,
кровью залитое,
Из рук ослабевших
слуги Царя выпало.
А ты что ответишь, Царь русский,
когда смерть придёт
И Ангел трубою злодеев
на Суд позовёт?!
Источник (на польском): books.google.ru/books?id=Cd5DAAAAYAAJ&hl=ru&pg=...Оригинал:читать дальше
Ludwik Orpiszewski
BALLADA Z OSTATNICH CZASÓW
Car się dowiedział, że jeszcze na Litwie,
W odległym jednym powiecie
Żyje, dni pędząc w płaczu i modlitwie,
Wygnańca żona i dziecię. —
«Śmierć! krzyknął w gniewie, ktokolwiek się
waży
Igrać z rozkazy mojemi;
Jam przeklął Łachów, a syny zbrodniarzy,
Śpią swobodnie w lackiej ziemi ?
Porwać natychmiast z krainy litewskiej,
Oduczyć wiary! języka!
By jeszcze kiedyś wrarił miecz moskiewski
W serce ojca buntownika!»
Rzekł. W Moskwie rozkaz, jako piorun leci,
I jako piorun uderza;
Przed wiejskim dworem broń kozacka świeci,
We dworze pełno żołnierza.
Mówiąc z moskiewska, służalec rubachą,
Ukłonem matkę obdarza:
«Przyszedłem zabrać z rozkazu Cesarza
W naukę młodego Lacha.»
I ręką, wprawną do grabieży, sięga
Na łono matki po dziecię:
«Słuchaj! daj syna, bo Carska potęga —
Jak drugiej nie masz na świecie!»
I ciągnie chłopca, i woła na straże —
Ten krzyczy w matki objęciu,
On ścisnął rękę małemu dziecięciu:
«Puszczaj natychmiast! — Car każe!»
Zbliż się do lwicy, kiedy szczenię strzeże,
A w paszczy strzaska twe kości;
Tak płód swój kocha bezrozumne zwierzę,
Bo to cząstka jej wnętrzności. —
A tu kobieta, Polka, chrześcijanka!
Jedyną pociechą dziecię!
Jedyny obraz męża i kochanka,
Co się gdzieś tuła po świecie!
Oddać pierwszemu z tyranów w ofierze:
By się jak moskal wychował,
Jak plaga ludzi, sługa, w obcej wierze,
By potem braci mordował!
O tutaj rozpacz i Bóg sam przebaczy!
Już dziecko w ręku Moskala —
Nóż w ręku matki! — uderza w rozpaczy —
Syna od czarta ocala! —
I kozak pobladł — i wypuścił z dłoni
Zbroczone ciałko anioła! —
Co powiesz Carze? — gdy śmierć w tron za-
dzwoni,
A Bóg przed sąd swój zawoła!
Lutnia. Piosennik Polski, Zbiór Pierwszy. Wydanie Drugie. Lipsk: F. A. Brockhaus. 1864. S. 53-55.
@темы:
Россия,
Польша
А мне вспомнилась "Повесть о разорении Рязани Батыем" и известный прыжок княгини Евпраксии с сыном на руках с вершины терема, после того как Батый убил ее мужа из-за того, что тот отказался, чтобы княгиня перед ним станцевала. Несмотря на то, что княгиня - самоубийца и детоубийца, она канонизирована православной церковью.
Или Сокольничек из фильма "Илья Муромец", которого Калин-царь воспитал, как родного, чтоб использовать в войне против Киева и его настоящего отца. Другое дело, что у нас финал - оптимистичен (в былине все завончилось куда печальнее, но в былине не было никакого и Калина-царя), что увязывается и с советской идеологией, и с историческим опытом.
Собственно, это вещь довольно известная.
Даже можно брать литер. и иные сюжеты и описания Польши-Руси и Орды-Московии, противопоставления поляков и московитов - все сделано чуть ли не под копирку. Собственно, даже гордость "мы прикрыли собой Европу от нашествия варваров" и обида на европейцев, которые эту жертву не ценят и поляков с русскими за "своих" все равно не считают - почти идентичны.
Поляки даже прямо называют нас Ордой. И не поможет никакое научное обоснование, что Северо-Восточная Русь и Орда - это две большие разницы. Ибо это - вера.
ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/36454-%d0%b2-...
Для Польши - и так всячески пытавшеся одновременно и войти в состав Европы
(основой которой была все та же СвящРимИмперия,т.е.Германия+Италия+Испания+Франция+Австрия +Венгрия), и одновременно - сохранить независимость, и продемонстрировать свои достижения в разнесении цивилизации и веры христовой на Востоке (т.е. Литве и Руси) - попадание под власть "варварских кацапов" действительно было такой же трагедией, что и Иго в нашем восприятии.
Причем, именно для Польши панской (при РИ положение крестьян мало изменилось - и уж совсем не сравнимо с тем, что пережили обычные русичи во время Батыя - но, увы, именно панская Польша со временем стала определять воззрения всех поляков), чья высокомудрая политика и довела страну (неоднократно) до цугундера - как княжеские распри развалили Русское государство.
Правда, из этого трагического (или просто - исторического) опыта наши страны сделали прямо противовположные выводы - мы решили, что иго - кара за междоусобицы (что в итоге привело к возникновению централизованного государства и психологии превышения общественных и гос. интересов над интересами отдельного человека), поляки до сих пор уверены, что пострадали безвинно, Россию и Германию - Бог покарал, а стало быть, можно продолжать жить в том же духе (воспринимать государство, как главного врага, и ни копья лишнего ему не давать, не говоря уже о жизни).
ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/36492-%d1%80%...
Любопытно, что наши западники во многом очень напоминают менталитетом не русских, а именно тех-самых-поляков - и бытом, и восприятием государства (совершенно не сходным с таковым у стран западной Европы), и дремуче-ужасающе-драматично-трагединым восприятием Ига и Орды, часто основанным на мифах. Для них все, что пришло с востока - негативно, потому что "азиатчина", а значит - плохо.