"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
Если судить по фендому "Хеталии" - фанфикам, фанарту, дискуссиям и пр. - то как только не склоняют честное имя нашей страны!
И властолюбив, и жесток, и коварен, и страшен, и забавен, и любитель выпить Иван Брагинский!
Но сейчас я вот подумала - а каких из распространенных представлений о русском народе я в ино-фендоме НИ РАЗУ НЕ ВИДЕЛА?
Поняла - за почти 1,5 года пребывания среди поклонников "Хеталии" я ни разу не видела, чтобы иностранцы Ивана описывали как лентяя, дармоеда, бесталанного, труса или вора (победитель, забирающий то, что понравилось - это иное).
Видимо, мысль о том, что русский народ ленив, могла прийти в голову только русскому - а иностранцу только от общения с русским, придерживающимся такого мнения о своей нации.
И властолюбив, и жесток, и коварен, и страшен, и забавен, и любитель выпить Иван Брагинский!
Но сейчас я вот подумала - а каких из распространенных представлений о русском народе я в ино-фендоме НИ РАЗУ НЕ ВИДЕЛА?
Поняла - за почти 1,5 года пребывания среди поклонников "Хеталии" я ни разу не видела, чтобы иностранцы Ивана описывали как лентяя, дармоеда, бесталанного, труса или вора (победитель, забирающий то, что понравилось - это иное).
Видимо, мысль о том, что русский народ ленив, могла прийти в голову только русскому - а иностранцу только от общения с русским, придерживающимся такого мнения о своей нации.
Предполагаю причины формирования такого мнения - низкая производительность труда русских крестьян (основа аграрной экономики России, бывшей таковой вплоть до 20 века) с учетом низкой плодородности почв и климата - русскому человеку, чтобы собрать урожай опрд. количества приходилось работать больше, чем европейцу.
Потом сюда наложилось крепостное право, общая технологическая отсталость страны - и производительность уже во всех отраслях была невысокой.
А помещики - в том числе поэты, писатели и философы, формирующие общественное отношение - люди мало смыслящие в экономическом процессе постоянно нуждались в денежках, которые они получали благодаря своему поместью, в делах которого обычно разбирались мало, а низкую производительность труда списывали на "лень" и отсутствие способности к деловой смекалке у русского народа. Если бы разбирались - знали бы сколько сил требует крестьянская работа, а причина консервативности крестьян в России - рисковый характер земледелия. Любитель экспериментировать мог запросто остаться без куска хлеба.
Эти же помещики, как правило, и общались с иностранцами. Первым, кто назвал русских "ворами", а себя - "немцем" - был еще Иван Грозный. С тех пор и живем.
Только такие вот "немцы" никогда не пытались в никнуть в особенности русской экономики и ее улучшить, а когда пытались - просто копировали иностранный опыт, что аукалось стране, как наши 90-е. Причиной провала реформ, конечно же, объявлялся русский народ - ленивый, вороватый, недоразвитый, темный.
Притом встречались помещики, сумевшие удачно наладить работу своего поместья и разбогатеть, используя родной опыт в комбинации с иностранными новшествами. Но таких было меньшинство. Интересно, они тоже верили в бесталанность русской нации?
Отчасти и так. Но все же русскому человеку присущи определенная расслабленность и стремление схалтурить там, где есть возможность.
Учитывая, что у нас обычно - чем лучше работает человек - тем больше его используют, а отдачу (оплату) своей работы он получает одну и ту же - это естественная реакция. Если нельзя добыть больше, организм начинаем сам себя оберегать.
Хотя, конечно, русский "авось" (а точнее - славянский) никто не отменял. Мы в целом склонны больше доверять миру, чем европейцы.
Оттого часто жизнь у нас как в сказке
Правда, обычно по принципу - чем дальше, тем страшнее.
Если нельзя добыть больше, организм начинаем сам себя оберегать.
Вот это верно
И авось, да)) Еще всякие "пока гром не грянет, мужик не перекрестится".
"пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Это и есть "авось" - безосновательная вера в то, что не грянет.
По-моему, тут определенная тонкая разница есть
Риски, традиционная центральная власть, которая была призвана оберегать не столько права и свободы, сколько шансы на физическое выживание, всё это наложило определённый отпечаток на нашу культуру).
Живём авось (заслуга природных условий), небось (заслуга центральной власти) и как нибудь (наша собственная инициатива
Зато у нас не было войны огораживаний и термин "саботаж" пришел к нам из Англии)