"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
Поспорили вчера вечером "в реале" с отцом, что для большинства людей (особенно, молодежи) история России 13-14 века - это темный лес, и что на вопрос "Кто правил ВКМ после Дмитрия Донского?" 9 из 10 ответят "Иван Грозный". А о тех, кто в это время правил иными русскими княжествами - вообще никто ничего не знает, кроме самых-самых "ботанов".
Так вот - мне лично хотелось бы знать, сколько из моих ПЧ сумеют определить - кто и какое событие изображены на всех приведенных ниже картинах, и каковы были последствия этого "казуса" для истории России?

Внимание - траффик
Художники и названия картин:
1. Карл Гун. «Великая княгиня София Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного», (1861), холст, масло, Военный музей имени Витаутаса Великого, Каунас, Литва
2. Б.А. Чориков "Царица София торжественно снимает с князя Василия Юрьевича Косого похищенный драгоценный пояс Дмитрия Донского, 1433 год". Гравюра к изданию «Живописный Карамзин или Русская история в картинах», 1836 год.
3. Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. "Великая княгиня София Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного " 1861 год
4. П. П. Чистяков (1832-1919) «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия II Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому», за которую художник в 1861 году получил золотую медаль.
Собственно, о чем сия история:
"В 1433 году женился внук Дмитрия Донского князь Василий Васильевич, вошедший в историю под именем Темного.
На торжество съехалось немало гостей, и среди них его двоюродные братья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Пир был в самом разгаре, когда произошла одна из тех роковых случайностей, которые изменяют ход не только каких-то частных, локальных событий, но и ход истории.
Один из бояр (по одним летописным сведениям Захарий Иванович Кошкин, по другим – Петр Константинович Добрынский) узнал на Василии Косом роскошный золотой пояс, который якобы был должен принадлежать самому Дмитрию Донскому, но в руки ему так и не попал.
Историю пояса связывают с другой свадьбой.
В 1366 году будущий победитель Мамая женился на дочери нижегородского князя Дмитрия Константиновича Евдокии. Пояс входил в приданное невесты, но на него польстился тысяцкий Василий Протасьвич Вельяминов и подменил на другой, менее ценный, а настоящий передал своему сыну Микуле, женившемуся на другой дочери новгородского князя.
В свою очередь Микула отдал пояс боярину Ивану Всеволожскому, когда выдавал замуж собственную дочь. А Всеволожский обручил собственную внучку Анастасию (дочь князя Андрея Владимровича Радонежского) с Василием Косым. И передал ему пояс…
История этого приданного Дмитрия Донского вызывает у историков много сомнений. Но в 1433 году мать великого князя Софья Витовтовна (единственная дочь литовского князя Витовта) - женщина резкая и решительная, тут же, при всех, решила восстановить справедливость и прилюдно сорвала с Василия Косого злополучный пояс, ставший своего рода символом преемственности власти от Дмитрия Донского, оспариваемой прямыми и боковыми ветвями княжеского рода.
Оскорбленные Василий и Дмитрий Шемяка уехали со свадьбы и отправились к отцу в Галич (который в Костромской области), по дороге пограбив Ярославль и ярославских князей.
Так свадьба ознаменовалась грандиозным скандалом (и если бы только этим!).
Своим поступком великая княгиня нанесла тяжкое оскорбление всему роду князей звенигородских, что послужило поводом для многолетней (длиной в 28 лет) междоусобной войны между двоюродными братьями за власть..."
(с)
Подробнее обо всей этой истории можно узнать по ссылкам:
www.liveinternet.ru/users/stephanya/post1966210...
www.liveinternet.ru/community/1726655/post99263...
www.liveinternet.ru/users/stephanya/post1966210...
www.liveinternet.ru/users/stephanya/post1975909...
Так вот - мне лично хотелось бы знать, сколько из моих ПЧ сумеют определить - кто и какое событие изображены на всех приведенных ниже картинах, и каковы были последствия этого "казуса" для истории России?

Внимание - траффик
Для Даумантаса и иных ПЧ, хорошо разбирающихся в истории (указанный выше вопрос для вас - очень простой) - вопрос посложнее (ответа я и сама не знаю) - кто из художников создал самую реалистичную картину этого события (в плане соотв. быту и одежде того времени)?
Художники и названия картин:
1. Карл Гун. «Великая княгиня София Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного», (1861), холст, масло, Военный музей имени Витаутаса Великого, Каунас, Литва
2. Б.А. Чориков "Царица София торжественно снимает с князя Василия Юрьевича Косого похищенный драгоценный пояс Дмитрия Донского, 1433 год". Гравюра к изданию «Живописный Карамзин или Русская история в картинах», 1836 год.
3. Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. "Великая княгиня София Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного " 1861 год
4. П. П. Чистяков (1832-1919) «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия II Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому», за которую художник в 1861 году получил золотую медаль.
Собственно, о чем сия история:
"В 1433 году женился внук Дмитрия Донского князь Василий Васильевич, вошедший в историю под именем Темного.
На торжество съехалось немало гостей, и среди них его двоюродные братья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Пир был в самом разгаре, когда произошла одна из тех роковых случайностей, которые изменяют ход не только каких-то частных, локальных событий, но и ход истории.
Один из бояр (по одним летописным сведениям Захарий Иванович Кошкин, по другим – Петр Константинович Добрынский) узнал на Василии Косом роскошный золотой пояс, который якобы был должен принадлежать самому Дмитрию Донскому, но в руки ему так и не попал.
Историю пояса связывают с другой свадьбой.
В 1366 году будущий победитель Мамая женился на дочери нижегородского князя Дмитрия Константиновича Евдокии. Пояс входил в приданное невесты, но на него польстился тысяцкий Василий Протасьвич Вельяминов и подменил на другой, менее ценный, а настоящий передал своему сыну Микуле, женившемуся на другой дочери новгородского князя.
В свою очередь Микула отдал пояс боярину Ивану Всеволожскому, когда выдавал замуж собственную дочь. А Всеволожский обручил собственную внучку Анастасию (дочь князя Андрея Владимровича Радонежского) с Василием Косым. И передал ему пояс…
История этого приданного Дмитрия Донского вызывает у историков много сомнений. Но в 1433 году мать великого князя Софья Витовтовна (единственная дочь литовского князя Витовта) - женщина резкая и решительная, тут же, при всех, решила восстановить справедливость и прилюдно сорвала с Василия Косого злополучный пояс, ставший своего рода символом преемственности власти от Дмитрия Донского, оспариваемой прямыми и боковыми ветвями княжеского рода.
Оскорбленные Василий и Дмитрий Шемяка уехали со свадьбы и отправились к отцу в Галич (который в Костромской области), по дороге пограбив Ярославль и ярославских князей.
Так свадьба ознаменовалась грандиозным скандалом (и если бы только этим!).
Своим поступком великая княгиня нанесла тяжкое оскорбление всему роду князей звенигородских, что послужило поводом для многолетней (длиной в 28 лет) междоусобной войны между двоюродными братьями за власть..."
(с)
Подробнее обо всей этой истории можно узнать по ссылкам:
www.liveinternet.ru/users/stephanya/post1966210...
www.liveinternet.ru/community/1726655/post99263...
www.liveinternet.ru/users/stephanya/post1966210...
www.liveinternet.ru/users/stephanya/post1975909...
Ну да - легким движением руки дала отмашку началу "интересных" времен для Северо-Восточной Руси, сына, его семьи и себя лично, длиной аж 28 лет...
Ну да - мало кто бы на ее месте держался так бодро и себя (и порученные земли) в обиду не давал (вне зависимости от возраста), учитывая сколько ей всего пришлось пережить за свои 82 года. На 10-х правительниц хватит. Даже жаль, что у нас о ней так мало знают (и о других выдающихся женщинах допетровской эпохи - тоже).
А вообще - чисто физическое здоровье у нее походу было отменное - раз в 44 года еще сумела родить здорового наследника. И в наше-то время это непросто.
читать дальше
"А вот плюсег тебе!"
А вот автора картины не знаю. Остается, разве что, гуглить)
Воспетые Дюма подвески королевы Анны отдыхают в сторонке.
Увы, как и многие "отечеств. товары" сия история у нас плохо пропиарена. Хотя интриг и феодальных распрей, когда в клубок сплетались судьбы родов всех русских земель (и под властью литовцев), Польши, Пруссии, татарских государств и т.д. того периода действительно хватило бы на пару десятков Дюма.
А вообще - мне от вас с Освитом хотело бы узнать - какой из художников менее всего накосорезил с "обоснуем". Работа (черно-белая, №2) Бориса Артемьевича Чорикова (1802-1866) к изданию «Живописный Карамзин или Русская история в картинах», вышедшая в 1836 году, изображает всех присутствующих в одежде более присущей Западной Европе. Оно, конечно, Софья - литовка и в юности много жила на землях, принадлежащих немецким орденам, но что-то мало верится, что она сумела так популяризировать западную одежду в Москве.
Авторы:
1. Карл Гун. «Великая княгиня София Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного», (1861), холст, масло, Военный музей имени Витаутаса Великого, Каунас, Литва
2. Б.А. Чориков "Царица София торжественно снимает с князя Василия Юрьевича Косого похищенный драгоценный пояс Дмитрия Донского, 1433 год". Гравюра к изданию «Живописный Карамзин или Русская история в картинах», 1836 год.
3. Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. "Великая княгиня София Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного " 1861 год
4. П. П. Чистяков (1832-1919) «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия II Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому», за которую художник в 1861 году получил золотую медаль.
Ну провокация же ж!
Причем в княжеской семье разлад начался еще раньше - дядя молодого князя (отец Косого и Шемяки) отказался ему присягать. Создается впечатление, что Софья этот скандал учинила специально, а пояс стал только идеальным поводом, чтобы начать усобицу - точнее вывести ее на свет.
На кону стояло кому править Москвой в будущем - какой тут уже Вельяминов с его жалкой подменой...
Я, в отличии от Освита, вообще не профессиональный историк) Тем паче костюмы - далеко не моя тема. Думаю, специалист с легкостью нашел бы массу неточностей на всех этих картинах. Тот же нехарактерный для Руси типично европейский венец на голове у Софьи, или шапка Мономаха на Василии...