"А хотя бы я и жадничаю - зато от чистого сердца!" (с)
...благодаря которым я, несмотря на все мое почтение перед предками, еще долго буду любить скучный научный взгляд на вещи.
Из книги Е. Левкиевской "Мифы русского народа":
стр. 44
В народе различали 4 вида огня.
...особое место занимал огонь, возникший от удара молнии. Это страшный небесный огонь, которым Перун (св.Илья) поражает нечистую силу. Считалось, что гасить такой огонь водой невозможно - пламя разгорается еще сильнее. Поэтому пожары, случившиеся от удара молнии, гасили молоком от черной коровы, квасом или и яйцами, которые бросали в пламя.
Учитывая, с какой скоростью распространяется огонь по деревянным постройкам - да к тому же чаще всего молния поджигает крышу, иногда крытую соломой, т.е. тушить ее сложнее - такое "развлечение" аля "долго-долго крокодил море синее тушил; пирогами и блинами, и сушеными грибами" скорее всего приводило к тому, что от дома (и от всех окрестных) оставались лишь уголья.
стр. 42
В лесу или в поле часто оставляли непогашенные костры, давая огню возможность потухнуть самому по себе, и делали это вовсе не по небрежности, а из опасения прогневать священную стихию.
Вспоминая Москву и наши Нижний в сплошном дыму в 2010г (и во многом - не во всем, ессно - по милости туристов, забывавших как следует затушить костры - и так каждый год, даже без всяких торфянников) - полагаю, что и в те далекие годы "священная стихия" могла передумать потухать "сама по себе".
Из книги Е. Левкиевской "Мифы русского народа":
стр. 44
В народе различали 4 вида огня.
...особое место занимал огонь, возникший от удара молнии. Это страшный небесный огонь, которым Перун (св.Илья) поражает нечистую силу. Считалось, что гасить такой огонь водой невозможно - пламя разгорается еще сильнее. Поэтому пожары, случившиеся от удара молнии, гасили молоком от черной коровы, квасом или и яйцами, которые бросали в пламя.
Учитывая, с какой скоростью распространяется огонь по деревянным постройкам - да к тому же чаще всего молния поджигает крышу, иногда крытую соломой, т.е. тушить ее сложнее - такое "развлечение" аля "долго-долго крокодил море синее тушил; пирогами и блинами, и сушеными грибами" скорее всего приводило к тому, что от дома (и от всех окрестных) оставались лишь уголья.
стр. 42
В лесу или в поле часто оставляли непогашенные костры, давая огню возможность потухнуть самому по себе, и делали это вовсе не по небрежности, а из опасения прогневать священную стихию.
Вспоминая Москву и наши Нижний в сплошном дыму в 2010г (и во многом - не во всем, ессно - по милости туристов, забывавших как следует затушить костры - и так каждый год, даже без всяких торфянников) - полагаю, что и в те далекие годы "священная стихия" могла передумать потухать "сама по себе".
я, несмотря на все мое почтение перед предками, еще долго буду любить скучный научный взгляд на вещи.
Полностью согласна. В прошлом есть много хороших вещей, но религиозный взгляд на вещи редко к ним относится.